Гибридное обучение предлагает множество возможностей для улучшения образования, но также, как и любой другой метод (форма) обучения, имеет ряд проблем и вызовов, которые необходимо учитывать. Рассмотрим основные недостатки гибридного обучения.
Технологическая зависимость: для успешного обучения необходимо как минимум иметь доступ к интернету, а иногда и специальному оборудованию (программному обеспечению), что может вызвать проблемы у тех, кто живет в отдаленных районах или имеет ограниченный доступ к технологиям, при этом создать неравенство в образовательном процессе. В моей практике примерно 1 из 15 обучающихся находится, у которого то не работают наушники или микрофон для подключения по видеосвязи в рамках контактной работы с преподавателем, то из-за не стабильного интернета может прерваться связь на стороне обучающегося, а в корпоративном секторе на стороне заказчиков-работодателей, направляющих своих работников на обучение «в онлайн» бывают установлены ограничения по url-доступам и использованию тех или иных программных ресурсов, когда приходится заблаговременно до начала обучения устраивать так называемые тренировочные сессии для наладки подключения обучающихся.
Сложность организации: учебные заведения должны создать как оборудованную учебную аудиторию, так и организовать через специальные площадки (вебинарные или иные комнаты) онлайн-трансляции, что может потребовать значительных финансовых затрат и времени на подготовку.
Отвлечение внимания: гибридное обучение требует от обучающихся ответственности и самоконтроля, что может быть трудно для обучающихся-сотрудников, проходящих обучение со своих рабочих мест, когда их по рабочим вопросам отвлекают от учебных занятий.
Неравномерное распределение ресурсов: в гибридном обучении может возникнуть проблема неравномерного распределения ресурсов между очными и онлайн-компонентами обучения, что может привести к дисбалансу в образовательном процессе. Ограниченный контроль над темпом обучения может привести к неравномерному изучению учебного материала.
Отсутствие личного контакта: гибридное обучение предполагает меньшее количество личных контактов между обучающимися и преподавателем, что может негативно сказаться на социализации и взаимодействии между участниками образовательного процесса.
Проблемы с безопасностью: использование интернета и электронных устройств может повысить риск киберугроз и нарушения безопасности данных обучающихся.
Необходимость адаптации учебных материалов: образовательные организации должны адаптировать свои материалы и подходы к гибридному обучению, что может потребовать дополнительных усилий и времени.
Трудности в оценке результатов обучения: в гибридном обучении может быть сложнее оценить результаты обучения, так как они могут быть смешанными и зависеть от разных факторов, таких как очное взаимодействие в учебной аудитории и самостоятельное изучение материалов.
Недостаток опыта и квалификации: многие преподаватели могут испытывать недостаток опыта и квалификации в области гибридного обучения, что может повлиять на качество образования. Из своего опыта могу сказать, что преподавателям сложно организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть особенности гибридного обучения, синхронизировать синхронные и асинхронные компоненты, а также обеспечить эффективное взаимодействие между собою и обучающимися. Перекос, как правило, начинается в ту сторону, где задают больше вопросов и активнее идет контакт или в сторону «аудиторщиков», т.к. больше прямого контакта с ними.
Гибридное обучение — это перспективный и высокоэффективный формат образования, сочетающий в себе преимущества онлайн и офлайн образования. Однако для реализации этих преимуществ образовательным организациям необходимо обеспечить техническое оснащение и технологическое сопровождение всего процесса, провести обучение своих работников по работе с теми или иными IT-решениями и продуктами, адаптировать учебные и методические материалы, что является дополнительной финансовой нагрузкой, которую могут позволить себе не все учебные центры.
Помните! В организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть разработаны
локальные нормативные акты, в том числе «Положение о формах обучения», «Положение о применении электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий», «Положение о доступе к информационным ресурсам и материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности педагогических работников и обучающихся» и другие. Нужна помощь в составлении ЛНА или требуется консультация? Пишите на
info@methodisthelp.ru