Объедините лучшее: гибридное обучение — баланс между традиционным и онлайн-образованием


19 апреля 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

Гибридное обучение — это современный подход, сочетающий традиционные методы образования с возможностями онлайн-технологий. Этот метод позволяет обучающимся получать качественное образование, адаптированное под их индивидуальные потребности и возможности. В этой статье подробно рассмотрим особенности гибридного обучения и его влияние на образовательный процесс.
гибридная форма обучения
Гибридное обучение, «комбо», смешанное обучение — каких только понятий не встретишь на просторах интернета. Подробно про формы получения образования и формы обучения, как правильно называть и указывать, вы можете прочитать в статье «Формы обучения: какие бывают и как правильно их указывать в документах». Вы не встретите такого термина «гибридное обучение» в федеральном законе об образовании, понятийный аппарат не сформирован, но вместе с тем, гибридный режим обучения все больше набирает обороты в сфере дополнительного профессионального образования.
Гибридное обучение — это форма образования, сочетающая очное обучение в учебной аудитории и дистанционное обучение с использованием высоких информационных технологий и интернета. В широком смысле гибридное обучение включает в себя различные формы сочетания онлайн и офлайн преподавания, а также комбинирование классических педагогических технологий с инновационными.

Модели гибридного обучения

А есть ли гибридные модели обучения вообще образовательно-правовом поле? Признаюсь, искала технологии гибридного обучения и обнаружила две разные системы моделей гибридного обучения.

Одна предлагает выделить 4 типа:
1. Ротационную (Rotation) как варьирование контактной работы в учебной аудитории и онлайн-занятий.
2. Гибкую (Flex) как преобладание видов электронного обучения над контактной работой совместно с преподавателем.
3. Модель самостоятельного смешивания (Self-Blend) как выстраивание обучаемым самостоятельно чередования онлайн-занятий и контактного взаимодействия с преподавателем.
4. Расширенную виртуальную (Enriched Virtual) как изучение учебных программ в онлайн-формате совместно с преподавателями и в очном формате по расписанию в организации.

«Ротационная» и «гибкая» модели похожи тем, что они обе предлагают варьирование онлайн-занятий и контактной работы в аудитории, а также преобладание видов электронного обучения над контактной работой с преподавателями. «Самостоятельное смешивание» и «расширенная виртуальная» модели также схожи в том, что они предоставляют обучаемым самостоятельное выстраивание чередования онлайн-занятий и контактного взаимодействия с преподавателем, а также изучение учебных дисциплин в онлайн-формате совместно с преподавателями и в очном формате по расписанию образовательной организации.

Вторая рассматривает 5 типов:
1. Дифференцированную, применимую в случае изучения обучающимися одно и того же лекционного материала, но с использованием разных методов и инструментов (онлайн и офлайн).
2. Мультитрековую, когда обучающиеся делятся на группы и следуют разным образовательным траекториям (онлайн и офлайн).
3. А/В-модель, подразумевающую то, что обучающиеся чередуют онлайн- и офлайн-занятия (например, два дня — онлайн, следующие два дня — офлайн).
4. Автономно-проектную, когда обучающиеся трудятся над проектами, используя онлайн- и офлайн-ресурсы.
5. Виртуальную групповую, подразумевающую, что онлайн-обучающиеся объединяются в виртуальные группы и работают над заданиями вместе, иногда подключаясь к очным занятиям.

«Дифференцированная модель», «мультитрековая модель», «А/В-модель», «автономно-проектная модель» и «виртуальная групповая модель» отличаются тем, что они предлагают разные подходы к организации учебного процесса, такие как разделение студентов на онлайн- и офлайн-группы, чередование онлайн- и офлайн-занятий, работу над проектами с использованием онлайн- и офлайн-ресурсов, а также объединение онлайн-студентов в виртуальные группы для совместной работы с периодическим подключением к очным занятиям.
Как мы видим из характеристик различных моделей гибридное обучение шире и предполагает комбинацию разных видов обучения: персонального, индивидуального и коллективного, самостоятельного и группового, синхронного и асинхронного, формального и неформального.

Гибридное обучение: преимущества и особенности

Гибкость: возможность выбора удобного формата обучения, что позволяет даже взрослым обучающимся в корпоративном секторе адаптироваться к различным обстоятельствам и условиям жизни, совмещать образование и повышение квалификации с работой или другими видами деятельности.

Улучшение качества образования: гибридное обучение позволяет использовать разнообразные образовательные ресурсы и программы, адаптированные под индивидуальные потребности обучающихся; при сравнении с «чисто» заочным обучением по видеокурсам, такое гибридное обучение для «удаленных» обучающихся при изучении сложных тем позволяет углубить знания благодаря активному общению с преподавателями и теми обучающимися, кто учится очно, находясь в учебной аудитории, все это способствует обмену опытом и обсуждению актуальных вопросов.

Доступность: можно не тратить время на командировки, переезды и перелеты, не отпрашиваться с работы больше, чем требуется на непосредственно время аудиторных занятий; и вместе с тем можно пройти обучение за пределами родного города или даже страны в той группе и по тому курсу, какой раньше ввиду транспортной доступности или иных причин был недоступен, при этом получить максимальную возможность «сообучения» с «аудиторщиками».

Индивидуальный подход: можно обучаться в своем собственном темпе по личному плану, адаптированному под потребности и на основе ранее полученных и имеющихся знаний; и если, находясь в учебной аудитории, выйти в середине занятий при желании пропустить час лекций, т.к. эта тема более чем уже ранее изучена, по меньшей мере странно, то при гибридном формате такой подход становится возможным без акцента на своей персоне.

Высокая эффективность: поскольку обучающиеся самостоятельно отслеживают и контролируют свой образовательный прогресс, они более мотивированы на достижение результата.

Развитие навыков критического мышления и решения проблем: гибридное обучение стимулирует активное взаимодействие обучающихся с преподавателями и «аудиторщиками», обмен идеями и опытом, что помогает развивать критическое мышление, анализировать информацию и находить оптимальные решения для различных задач.

Проблемы и вызовы гибридного обучения

Гибридное обучение предлагает множество возможностей для улучшения образования, но также, как и любой другой метод (форма) обучения, имеет ряд проблем и вызовов, которые необходимо учитывать. Рассмотрим основные недостатки гибридного обучения.

Технологическая зависимость: для успешного обучения необходимо как минимум иметь доступ к интернету, а иногда и специальному оборудованию (программному обеспечению), что может вызвать проблемы у тех, кто живет в отдаленных районах или имеет ограниченный доступ к технологиям, при этом создать неравенство в образовательном процессе. В моей практике примерно 1 из 15 обучающихся находится, у которого то не работают наушники или микрофон для подключения по видеосвязи в рамках контактной работы с преподавателем, то из-за не стабильного интернета может прерваться связь на стороне обучающегося, а в корпоративном секторе на стороне заказчиков-работодателей, направляющих своих работников на обучение «в онлайн» бывают установлены ограничения по url-доступам и использованию тех или иных программных ресурсов, когда приходится заблаговременно до начала обучения устраивать так называемые тренировочные сессии для наладки подключения обучающихся.

Сложность организации: учебные заведения должны создать как оборудованную учебную аудиторию, так и организовать через специальные площадки (вебинарные или иные комнаты) онлайн-трансляции, что может потребовать значительных финансовых затрат и времени на подготовку.

Отвлечение внимания: гибридное обучение требует от обучающихся ответственности и самоконтроля, что может быть трудно для обучающихся-сотрудников, проходящих обучение со своих рабочих мест, когда их по рабочим вопросам отвлекают от учебных занятий.

Неравномерное распределение ресурсов: в гибридном обучении может возникнуть проблема неравномерного распределения ресурсов между очными и онлайн-компонентами обучения, что может привести к дисбалансу в образовательном процессе. Ограниченный контроль над темпом обучения может привести к неравномерному изучению учебного материала.

Отсутствие личного контакта: гибридное обучение предполагает меньшее количество личных контактов между обучающимися и преподавателем, что может негативно сказаться на социализации и взаимодействии между участниками образовательного процесса.

Проблемы с безопасностью: использование интернета и электронных устройств может повысить риск киберугроз и нарушения безопасности данных обучающихся.

Необходимость адаптации учебных материалов: образовательные организации должны адаптировать свои материалы и подходы к гибридному обучению, что может потребовать дополнительных усилий и времени.

Трудности в оценке результатов обучения: в гибридном обучении может быть сложнее оценить результаты обучения, так как они могут быть смешанными и зависеть от разных факторов, таких как очное взаимодействие в учебной аудитории и самостоятельное изучение материалов.

Недостаток опыта и квалификации: многие преподаватели могут испытывать недостаток опыта и квалификации в области гибридного обучения, что может повлиять на качество образования. Из своего опыта могу сказать, что преподавателям сложно организовать учебный процесс таким образом, чтобы учесть особенности гибридного обучения, синхронизировать синхронные и асинхронные компоненты, а также обеспечить эффективное взаимодействие между собою и обучающимися. Перекос, как правило, начинается в ту сторону, где задают больше вопросов и активнее идет контакт или в сторону «аудиторщиков», т.к. больше прямого контакта с ними.

Гибридное обучение — это перспективный и высокоэффективный формат образования, сочетающий в себе преимущества онлайн и офлайн образования. Однако для реализации этих преимуществ образовательным организациям необходимо обеспечить техническое оснащение и технологическое сопровождение всего процесса, провести обучение своих работников по работе с теми или иными IT-решениями и продуктами, адаптировать учебные и методические материалы, что является дополнительной финансовой нагрузкой, которую могут позволить себе не все учебные центры.

Помните! В организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть разработаны локальные нормативные акты, в том числе «Положение о формах обучения», «Положение о применении электронного обучения и использовании дистанционных образовательных технологий», «Положение о доступе к информационным ресурсам и материально-техническим средствам обеспечения образовательной деятельности педагогических работников и обучающихся» и другие. Нужна помощь в составлении ЛНА или требуется консультация? Пишите на info@methodisthelp.ru
Консультация по вопросам осуществления образовательной деятельности в сфере ДПО
СТАРТ
в течение 7 календарных дней с даты поступления вопроса
бесплатно
  • ✓ письменный краткий ответ на 1 заданный вопрос
  • ✓ возможно только разовое предоставление консультации такого формата для физического лица или представителя организации вне зависимости от времени / года обращения
ПРОДВИНУТЫЙ
по согласованию в течение 3 календарных дней после оплаты в удобное для заказчика время
1 час/от 4500 ₽
  • ✓ комфортное общение с компетентным экспертом-методистом по видеоконференции
  • ✓ полученные ответы на интересующие вопросы с дополнительным предоставлением по итогам консультации текстовой информации (ссылок на законодательство, шаблонов и т.д. при необходимости по теме вопросов)
  • ✓ возможность обратиться к проведенной консультации (доступ к записи)
  • ✓ конфиденциальность обсуждаемой информации
  • ✓ рекомендации по дальнейшей работе в рамках обсуждаемых на консультации вопросов