Формы обучения: какие бывают и как правильно их указывать в документах?


16 апреля 2022 г., актуализировано - январь 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

За 10 минут разберетесь в разнице между формами получения образования и формами обучения. Теория и разбор типовых ошибок в документах образовательной организации.
Формы обучения
Обучение – это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Определение понятия «форма обучения» на законодательном уровне на данный момент не введено, но достаточно широко используется в законодательстве об образовании и имеет обобщенную характеристику. Формой обучения можно считать устойчивые организационные и временные компоненты учебно-воспитательного процесса, в рамках которых осуществляются основные виды педагогической деятельности.

В Российской Федерации согласно статье 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Формы обучения, формы организации обучения или формы процесса обучения? Каких только не встретишь наименований. Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в форме:

- очной;
- очно-заочной;
- заочной.

Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 рассматриваемого Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

А согласно статье 76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» о дополнительном профессиональном образовании (ч.12): «Дополнительная профессиональная образовательная программа может реализовываться в формах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также полностью или частично в форме стажировки».

Может ли организация, осуществляющую образовательную деятельность, выбрать форму обучения по той или иной программе или сочетать различные формы получения образования и формы обучения? МОЖЕТ!

1. ч.4 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.»

2. ч.5 статьи 17 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «…. Формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.»;

+ статья 3 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «Государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на следующих принципах: … 7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания».

Необходимо запомнить, что электронное обучение и дистанционные образовательные технологииНЕ являются ФОРМОЙ ОБУЧЕНИЯ. А зачастую, мы видим, как в технических заданиях на закупках, в формах договоров отдельные Заказчики прописывают неверно форму обучения: «форма обучения – дистанционная».

Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий регламентирована статьей 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.


ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ следует обратить на ч.4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «При реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий местом осуществления образовательной деятельности является место нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.». Место осуществления образовательной деятельности зачастую очень часто подвергается со стороны Заказчика при реализации образовательных программ с применением ЭО или ДОТ правке в договоре на оказание платных образовательных услуг. Заказчики упорно прописывают (и настаивают!) на указании своего адреса организации. А вы теперь знаете как правильно!
Правовой (юридический) аудит договора на оказание платных образовательных услуг или разработка «с нуля»
  • Проверка формы договоров организации на оказание платных образовательных услуг с точки зрения соответствия их действующему законодательству и выявление возможных рисков
    Составлены ли Ваши договора на оказание платных образовательных услуг с учетом последних требований законодательства? Проведу правовой (юридический) аудит Ваших договоров для исключения нарушений в части оказания платных образовательных услуг. Устраним риски по сделкам: при содержании пунктов, противоречащих или не соответствующих требованиям законодательства, договор может быть признан недействительным; отсутствие существенных условий в договоре может привести к признанию его незаключенным; подписание договора неуполномоченным лицом; при нарушении прав третьих лиц, не являющихся стороной договора, сделка может быть оспорена в суде; нечеткие формулировки и т.д.
  • Разработка «с нуля» формы договора на оказание платных образовательных услуг или приведение имеющейся формы договора в соответствие с требованиями законодательства
    Вы получаете полностью готовый макет / форму договора, составленного с учетом требований законодательства Российской Федерации и деятельности Вашей организации и поставленных задач в сфере оказания платных образовательных услуг, а также с учетом категории Ваших заказчиков (физлиц, юрлиц, трехсторонний договор и т.д.).
  • Стоимость по согласованию
    Зависит от объема (количества) передаваемых договоров (с физическими лицами, с юридическими лицами, трехсторонний и т.д.) на проверку или разработку, а также от требуемых сроков исполнения.