Методический дайджест

Тренды в корпоративном обучении

2024-07-14 09:00 Тенденции и прогнозы
С развитием технологий и изменением рабочей среды возникают новые вызовы, на которые компании отвечают с помощью инновационных подходов к организации корпоративного обучения своих сотрудников. Давайте рассмотрим актуальные тенденции и тренды корпоративного обучения и их влияние на бизнес.

Система корпоративного обучения

Один из главных вызовов, с которым сталкивается российский бизнес в настоящее время, — это нехватка квалифицированных кадров. Благодаря внедрению новейших технологий процессы постоянно совершенствуются, что требует от специалистов постоянного обновления своих навыков и компетенций для эффективного выполнения своих обязанностей.

Согласно данным доклада «Всерьёз про экономику высоких зарплат», представленным в Институте экономической политики имени Е.Т. Гайдара от Агентства трансформации и развития экономики, для преодоления проблемы дефицита персонала предприятиям необходимо до 2030 года переобучить 25 миллионов человек. Много это или мало? По данным Росстата на 1 января 2024 года численность постоянного населения России составила порядка 146,15 млн человек. Это получается речь про переобучение идет о примерно 17% постоянного населения России.

Система корпоративного обучения — это процесс получения дополнительного профессионального образования (ДПО) сотрудниками определенной компании (организации). Она направлена на формирование конкретных навыков и умений, повышение профессионального мастерства сотрудников и их квалификации. Если говорить профессиональным языком, то согласно ст.76 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение направлено:
  • при повышении квалификации – на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • при профессиональной переподготовке – на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.
Важный момент! В статье «Какие документы легитимны и подтверждают обучение по программам ДПО в образовательной организации?» разъяснено, какие документы поле пройденного обучение легитимны, а какие даже не являются документом о квалификации.
Система корпоративного обучения была создана для того, чтобы сотрудники могли быстрее решать задачи компании, повышать качество своей работы и достигать профессиональных высот. Она носит системный характер и включает разнообразные обучающие курсы, программы и тренинги. Организация корпоративного обучения зависит от целевого назначения, текущего этапа развития и потребностей компании. Обучение может быть одноразовым или систематическим, направленным на приспособление сотрудников к быстрым изменениям условий труда и социально-экономического развития. Корпоративное обучение играет важную роль в повышении эффективности работы компании, развитии корпоративной культуры и достижении общих целей организации. Про стратегии, методы и оценку эффективности корпоративного обучения читайте подробнее в статье «Эффективность корпоративного обучения: стратегии и методы».

Тренды в корпоративном обучении

Корпоративное обучение постоянно развивается, и вот несколько текущих тенденций в этой области:

1. Цифровизация и онлайн-обучение. Все больше компаний переходят к цифровым платформам для обучения сотрудников. Это включает в себя онлайн-курсы, вебинары, мобильные приложения и другие технологии, позволяющие сотрудникам учиться в удобное время и месте. Цифровизация и развитие онлайн-платформ, вебинаров и мобильных приложений значительно расширили возможности для обучения, сделав его более гибким, доступным и персонализированным для широкого круга учащихся.

Цифровизация образования привела к появлению множества онлайн-платформ, предоставляющих образовательные ресурсы в различных форматах. Эти платформы предлагают широкий выбор курсов по различным предметам, начиная от академических дисциплин до профессионального развития. Обучающиеся могут выбирать подходящие им курсы, изучать материалы в удобное время и темпе, а также получать обратную связь от преподавателей или других учащихся. Узнайте, какие правила утверждены с 1 сентября 2024 года Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 в статье «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ».

Вебинары стали популярным инструментом онлайн-обучения, позволяя проводить интерактивные лекции через интернет. Участники могут присоединяться к вебинарам из любой точки мира, общаться с преподавателями и другими участниками, задавать вопросы и обсуждать темы в реальном времени.

Мобильные приложения также играют важную роль в цифровизации образования, предоставляя доступ к образовательным материалам на мобильных устройствах. Это делает обучение более доступным и удобным, позволяя учащимся изучать материалы в пути, вне дома или в свободное время.

2. Персонализированное обучение. Компании стараются адаптировать обучение под индивидуальные потребности сотрудников. Используются методы аналитики данных и искусственного интеллекта для создания персонализированных образовательных планов.

Персонализированное обучение ориентировано на уникальные потребности каждого обучающегося, позволяя им получать обучающий материал в соответствии с их уровнем знаний, интересами, темпом обучения и предпочтениями. Этот подход позволяет обучающимся эффективнее усваивать информацию, так как она представлена именно в том формате, который наиболее соответствует их специфическим потребностям.

Для успешной реализации персонализированного обучения широко применяются данные и технологии искусственного интеллекта. Сбор и анализ данных об обучающихся позволяют создавать индивидуальные образовательные профили, определять их уровень знаний, предпочтения и потребности. Используя эти данные, системы искусственного интеллекта могут предлагать персонализированные обучающие материалы, задания и рекомендации, а также адаптировать программу обучения под конкретного ученика.

Искусственный интеллект также может использоваться для автоматизации процесса оценки знаний учащихся, предоставления обратной связи, анализа результатов обучения и коррекции образовательного процесса. Это позволяет создать более эффективную и гибкую систему обучения, которая учитывает индивидуальные особенности каждого обучающегося и помогает им достигать лучших результатов.

3. Микрообучение. Тенденция к коротким, удобным для потребления учебным материалам, таким как видеоуроки, краткие курсы и интерактивные модули позволяет сотрудникам быстро усваивать информацию в небольших порциях. Подробно было рассмотрено в статье «Микрообучение: результативность и удобство для взрослых».

4. Самообучение и саморазвитие. Компании все больше ставят на самостоятельное обучение сотрудников. Самостоятельное обучение предполагает активное участие обучающегося в процессе обучения без посторонней помощи. Поддержка самостоятельного обучения включает в себя создание условий и ресурсов, которые позволяют учащимся самостоятельно исследовать, учиться и развиваться.

Онлайн-ресурсы предоставляют широкий доступ к образовательным материалам, что позволяет обучающимся самостоятельно изучать различные темы и области знаний. Это могут быть видеоуроки, интерактивные курсы, электронные книги, статьи, форумы обсуждений и многое другое. Доступ к онлайн-ресурсам позволяет обучающимся изучать новые предметы, развивать навыки и компетенции, а также получать актуальную информацию из различных источников.

Современные технологии позволяют создавать интерактивные и адаптивные онлайн-платформы, которые могут персонализировать обучающий контент под индивидуальные потребности обучающихся. Таким образом, доступ к онлайн-ресурсам способствует не только самостоятельному обучению, но и персонализированному развитию каждого обучающегося в соответствии с их потребностями и интересами.

5. Обучение в режиме реального времени. Тренд к обучению «на лету», когда сотрудники могут получать необходимую информацию и помощь в реальном времени, например, через мобильные приложения или чат-ботов.

Обучение в режиме реального времени предполагает предоставление помощи и поддержки сотрудникам непосредственно во время выполнения задач или решения проблем. Этот подход позволяет сотрудникам получать необходимую информацию и обратную связь моментально, что способствует более эффективному обучению и повышению производительности. К примеру, сотрудник может обратиться за помощью к чат-боту или эксперту прямо во время работы над проектом, получив необходимые советы и инструкции.

Мобильные приложения и чат-боты играют ключевую роль в обучении в режиме реального времени. Мобильные приложения позволяют сотрудникам получать доступ к обучающим материалам в любое удобное время и место, что особенно важно в условиях удаленной работы или гибкого графика. Чат-боты, работающие на базе искусственного интеллекта, могут отвечать на вопросы сотрудников, предоставлять информацию о правилах и процедурах компании, а также направлять на необходимые обучающие ресурсы.

Объединение мобильных приложений и чат-ботов позволяет создать удобную и доступную систему обучения «на лету», где сотрудники могут быстро получить необходимую информацию и поддержку для успешного выполнения задач. Такой подход способствует повышению эффективности обучения, улучшению производительности и развитию профессиональных навыков сотрудников в реальном времени.

6. Учебные платформы социального обучения. Компании все чаще используют социальные средства и платформы для обмена знаниями и опытом между сотрудниками. Это способствует коллективному обучению и развитию профессиональных навыков. Компании активно разрабатывают системы управления знаниями, чтобы эффективно хранить, организовывать и распространять информацию внутри организации, способствуя непрерывному обучению сотрудников. Создается база знаний конкретной компаний, куда также включаются не только инструкции и памятки по процессам компании, но и учебные материалы для развития профессиональных навыков сферы деятельности компании.

7. Использование виртуальной реальности и дополненной реальности. Технологии виртуальной и дополненной реальности используются для создания иммерсивных образовательных опытов, позволяя сотрудникам тренироваться в реалистичных сценариях.

Эти тренды корпоративного обучения отражают стремление компаний к более эффективному, доступному и персонализированному корпоративному обучению, способствующему развитию сотрудников и повышению производительности бизнеса.

Организация корпоративного обучения

Говоря о тенденциях корпоративного обучения следует сказать пару слов об организации корпоративного обучения со стороны особенностей самого процесса обучения взрослых:
  • непрерывное обучение: взрослые обучаются лучше, когда процесс обучения структурирован и предоставляет возможности для непрерывного саморазвития;
  • опыт как ресурс: опыт, накопленный взрослыми, является ценным ресурсом, который может быть использован в образовательном процессе для более эффективного усвоения материала;
  • самоопределение: взрослые чаще мотивированы на обучение, когда они сами могут выбирать темы и методы обучения, соответствующие их интересам и потребностям;
  • применение знаний: взрослые обучаются лучше, когда они видят практическую пользу от усвоенных знаний и навыков, которые могут применить в повседневной жизни или работе;
  • метакогнитивные навыки: развитие метакогнитивных навыков (умение контролировать и оценивать свой собственный процесс обучения) играет важную роль в успешном корпоративном обучении;
  • коллективное обучение: групповое обучение и обмен опытом с другими взрослыми способствует более глубокому усвоению материала и развитию социальных навыков;
  • поддержка и обратная связь: нельзя недооценивать важность поддержки со стороны преподавателей, наставников или коллег, а также своевременной обратной связи для успешного обучения взрослых;
  • подходы к обучению: взрослые могут иметь различные предпочтения в методах обучения (аудиальный, визуальный, кинестетический и др.), поэтому важно учитывать индивидуальные особенности при организации корпоративного обучения;
  • обучение на рабочем месте: интеграция обучения в рабочую деятельность способствует более эффективному усвоению материала и его применению на практике;
  • психологические аспекты: понимание психологических особенностей взрослых, таких как мотивация, стресс и саморегуляция, помогает создать благоприятную образовательную среду для успешного обучения.

В целом, организация корпоративного обучения является важным фактором развития и повышения квалификации специалистов компании. Однако, необходимость улучшить доступность и качество взрослого образования остается актуальной задачей как для мирового сообщества, так и для России. Современные тренды в корпоративном обучении отражают стремление компаний к эффективному развитию своих сотрудников в условиях быстрого темпа изменений.

Цифровизация, персонализированное обучение, микрообучение, самообучение, обучение в реальном времени и социальное обучение становятся неотъемлемой частью стратегии развития персонала. Понимание и применение этих тенденций позволяют компаниям быть конкурентоспособными, а сотрудникам — эффективно развивать свои профессиональные навыки. В конечном итоге, инвестиции в корпоративное обучение оправдывают себя, способствуя росту бизнеса и достижению поставленных целей.
🔥 Тенденции и опыт коллег: навигатор для бизнеса в методическом дайджесте на «Методист в помощь». Сохраняйте в закладки, узнайте больше и развивайтесь вместе с нами!

✅ Присоединяйтесь к деловому нетворкингу на канале «Методист в помощь» в TenChat!