Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ


06 января 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ с 1 сентября 2024 года регламентировано правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678. Узнайте, что такое цифровой образовательный контент и онлайн-курс, какие теперь нормы при проведении учебных занятий, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации образовательных программ.
С 1 сентября 2024 года вступает в силу Постановление Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ» (за исключением пункта 14, вступившего в силу с 23 октября 2023 года), а срок действия документа ограничен 1 сентября 2029 года.

Прежде чем перейти к разбору нововведенных Правил необходимо разобраться со следующими понятиями:
образовательная организация – некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
организация, осуществляющая обучение, – юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
организации, осуществляющие образовательную деятельность, – образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение.

Именно в такой трактовке они даны в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». И это важно! Так как в Правилах произошла подмена данных понятий. И чтобы избежать дальнейшего недопонимания правового контекста будьте внимательны. Речь в данной статье далее идет согласно нововведенным Правилам про образовательные организации, под которыми здесь понимаются организации, осуществляющие образовательную деятельность! Заметили критическую разницу при сравнении федерального закона и постановления? Вот дословно из Постановления Правительства РФ от 11.10.2023 г. № 1678:

«Настоящие Правила устанавливают порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее – образовательные организации), электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в том числе при проведении учебных занятий, практик, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации обучающихся в ходе реализации основных образовательных программ и (или) дополнительных образовательных программ (далее – образовательные программы) или их частей.»

И что это значит? Простым языком данные Правила относятся абсолютно ко всем организациям, имеющим лицензию на осуществление образовательной деятельности и ведущим таковую деятельность вне зависимости от форм / видов деятельности.
Как мы видим, самих понятий «электронного обучения» и «дистанционных образовательных технологий» не приводится в Правилах, вспомним их из ст. 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Понятия на этом не ограничиваются, и Правилами вводятся:
информационные системы – государственные информационные системы, региональные информационные системы и информационные системы образовательных организаций, эксплуатируемые при реализации образовательных программ или их частей с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
онлайн-курс – учебный курс, реализуемый с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, размещаемый на официальных сайтах образовательных организаций и образовательных платформах, доступ к которому предоставляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (далее – сеть «Интернет»), и направленный на обеспечение достижения обучающимися определенных результатов обучения;
цифровой образовательный контент – материалы и средства обучения и воспитания, представленные в цифровом виде, включая информационные ресурсы, а также средства, способствующие определению уровня знаний, умений, навыков, компетенции и достижений обучающихся;
цифровые образовательные сервисы – цифровые решения, предоставляющие возможность приобретения знаний, умений и навыков, в том числе дистанционно, и обеспечивающие автоматизацию образовательной деятельности;
цифровое индивидуальное портфолио обучающегося – структурированный набор данных обучающегося о его персональных достижениях, компетенции, документах об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении и документах, подтверждающих освоение онлайн-курса.
Разберем теперь контекст Правил про применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (далее – ЭО и ДОТ) при реализации дополнительного профессионального образования в образовательных организациях.
  • Только ЭО и ДОТ или допустима комбинация? С учетом требований каких правовых норм?
    выдержка из п. 3 Правил:

    Реализация образовательных программ или их частей в образовательной организации может осуществляться с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, а также с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий с учетом требований ФГОС и федеральных государственных требований, образовательных стандартов и требований, примерных дополнительных профессиональных программ или типовых дополнительных профессиональных программ, примерных программ профессионального обучения или типовых программ профессионального обучения.»
  • Взаимодействие обучающегося с педагогическим работником? Посредством чего?
    выдержка из п. 4 Правил:

    Организуется как отложенное во времени, так и в режиме реального времени взаимодействие обучающегося с педагогическим работником посредством использования баз данных, цифровых образовательных сервисов, информационных технологий, технических средств и информационно-телекоммуникационных сетей, при котором обучающийся самостоятельно выполняет задания в порядке, определенном педагогическим работником в том числе для осуществления контроля усвоения материала. При применении ДОТ образовательные программы реализуются в основном с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

    При реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ предполагается режим обучения, при котором обучающийся осваивает образовательную программу удаленно, взаимодействуя с педагогическим работником исключительно посредством цифровых образовательных сервисов и ресурсов электронной информационно-образовательной среды, и допускается отсутствие учебных занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся в аудитории.
  • Современная цифровая образовательная среда – это? Куда и кому передавать сведения об обучающихся?
    Современная цифровая образовательная среда (далее – СЦОС) – это государственная информационная система, куда посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее – единый портал) необходимо направлять с 1 сентября 2024 года сведения об обучающихся образовательной организацией. И это предписано в части программ высшего образования согласно п. 5 Правил, где отражен перечень сведений, необходимый к передаче. Требуется ли передавать сведения по обучающимся при реализации дополнительного профессионального образования? Здесь не приводится таких указаний.

    выдержка из п. 10 Правил:

    В целях обеспечения возможности реализации образовательной организацией образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам или их частям с применением ЭО, ДОТ образовательная организация вправе использовать (важно: это не требование, а указание на возможность!) государственную информационную систему «Современная цифровая образовательная среда».
  • Какие условия должны быть созданы для обучающихся по программам ДПО?
    выдержка из п. 7 Правил:

    В целях реализации образовательной программы в течение всего периода обучения для участников образовательных отношений должны быть (важно: это не рекомендация, а требование!) созданы условия получения доступа к электронной информационно-образовательной среде образовательной организации, обеспечивающей независимо от места нахождения обучающихся:
    а) доступ к учебным планам, рабочим программам учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, содержащим электронные учебно-методические материалы, указанным в рабочих программах, в том числе к онлайн-курсам;
    б) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации;
    в) возможность проведения всех видов занятий, оценки результатов обучения по образовательным программам, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;
    г) формирование цифрового индивидуального электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок в отношении этих работ;
    д) взаимодействие между участниками образовательных отношений, в том числе отложенное во времени и опосредованное (на расстоянии) в режиме реального времени посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей.
  • Применение электронного обучения и реализация дистанционных образовательных технологий: оповещение обучающихся
    выдержка из п. 11 Правил + ч.3 ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:

    Образовательные организации обеспечивают открытость и доступность информации о реализации образовательных программ с применением исключительно ЭО, ДОТ путем размещения указанной информации на официальном сайте в сети «Интернет» в течение 10 рабочих дней со дня соответствующих изменений.
  • Что предписано образовательным организациям при реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ?
    выдержка из п. 13 Правил:

    а) обеспечить соответствующий применяемым технологиям уровень подготовки педагогических, научных, учебно-вспомогательных, административно-хозяйственных работников образовательной организации;
    б) обеспечить обучающемуся доступ к средствам обучения;
    в) определить порядок оказания учебно-методической помощи обучающимся, в том числе в форме индивидуальных консультаций, оказываемых дистанционно с использованием информационных и телекоммуникационных технологий;
    г) самостоятельно и (или) совместно с операторами используемых информационных систем определить порядок оказания технической помощи обучающимся и педагогическим работникам;
    д) определить соотношение объема занятий, проводимых в форме контактной работы обучающихся с педагогическими работниками образовательной организации и (или) лицами, привлекаемыми образовательной организацией, и объема занятий, проводимых на иных условиях, а также с применением ЭО, ДОТ;
    е) определить порядок фиксации хода образовательного процесса, промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации путем издания локального нормативного акта образовательной организации;
    ж) обеспечивать реализацию образовательных программ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития и в соответствии с их особыми образовательными потребностями.
  • Что уже вступило в силу с 23 октября 2023 года?
    выдержка из п. 14 Правил:

    В целях проведения промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости, итоговой аттестации обучающихся по программам дополнительного профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий образовательные организации вправе осуществлять (важно: это не требование, а указание на возможность!) идентификацию и аутентификацию обучающихся с использованием единой системы идентификации и аутентификации и государственной информационной системы «Единая система идентификации и аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных» (далее - единая биометрическая система) и получать из единой системы идентификации и аутентификации сведения о фамилии, имени, отчестве (при наличии) и идентификаторе учетной записи единой системы идентификации и аутентификации.

    При желании воспользоваться таким правом необходимо ознакомиться с требованиями:
    Федерального закона от 29.12.2022 г. № 572-ФЗ «Об осуществлении идентификации и (или) аутентификации физических лиц с использованием биометрических персональных данных, о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»;
    Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 г. № 977 «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» (вместе с «Требованиями к федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»);
    пунктами 15, 16 и 18 рассматриваемых Правил.
  • Что требуется определить образовательным организациям для проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации с применением ЭО и ДОТ?
    выдержка из пп. 19, 20 и 21 Правил:

    а) способ идентификации и (или) аутентификации обучающихся;
    б) порядок использования сервиса контроля условий проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации в целях фиксации нарушений (далее - сервис прокторинга);
    в) порядок действий обучающихся и лица (лиц), проводящего промежуточную аттестацию, текущий контроль успеваемости и итоговую аттестацию, при возникновении технических проблем, препятствующих проведению промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости с применением ДОТ;
    г) порядок, сроки и способы информирования обучающихся о порядке проведения промежуточной аттестации, текущего контроля успеваемости и итоговой аттестации, а также о способе ознакомления с их результатами.

    Требуется разработать и разместить на официальном сайте в сети «Интернет» локальный нормативный акт, в котором будет отражен порядок применения сервиса прокторинга, а также сервисов взаимодействия преподавателей с обучающимися и законными представителями посредством видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами и перечень лиц, ответственных за поддержку применяемых технологий.

    Системы управления обучением, программное обеспечение, используемое в составе ДОТ, а также для реализации образовательных программ, идентификации обучающегося в составе сервисов прокторинга, видео-конференц-связи, быстрого обмена текстовыми сообщениями, фото-, аудио- и видеоинформацией, файлами должны создаваться и использоваться в соответствии с законодательством РФ и (или) должны включаться в единый реестр российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. № 1236 «Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», за исключением программного обеспечения и систем, указанных в п. 16 рассматриваемых Правил.
  • Требования к учету и хранению результатов образовательного процесса?
    выдержка из п. 22 Правил:

    При реализации образовательных программ или их частей с применением ЭО, ДОТ образовательные организации должны вести учет и осуществлять хранение результатов образовательного процесса и внутренний документооборот на бумажном носителе и (или) в электронной форме в соответствии с требованиями:
    Закона Российской Федерации от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
    Федерального закона от 22.10.2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации»;
    и обеспечивать обработку персональных данных обучающихся и иных участников образовательных отношений в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Консультация по вопросам осуществления образовательной деятельности в сфере ДПО
СТАРТ
в течение 7 календарных дней с даты поступления вопроса
бесплатно
  • ✓ письменный краткий ответ на 1 заданный вопрос
  • ✓ возможно только разовое предоставление консультации такого формата для физического лица или представителя организации вне зависимости от времени / года обращения
ПРОДВИНУТЫЙ
по согласованию в течение 3 календарных дней после оплаты в удобное для заказчика время
1 час/от 4500 ₽
  • ✓ комфортное общение с компетентным экспертом-методистом по видеоконференции
  • ✓ полученные ответы на интересующие вопросы с дополнительным предоставлением по итогам консультации текстовой информации (ссылок на законодательство, шаблонов и т.д. при необходимости по теме вопросов)
  • ✓ возможность обратиться к проведенной консультации (доступ к записи)
  • ✓ конфиденциальность обсуждаемой информации
  • ✓ рекомендации по дальнейшей работе в рамках обсуждаемых на консультации вопросов