Методический дайджест

Микрообучение: результативность и удобство для взрослых

Тенденции и прогнозы
Микрообучение — это современный подход к обучению, который предполагает разбиение учебного процесса на небольшие порции или интервалы времени. Форматы микроообучения особенно эффективны для взрослых, так как учитывают особенности их образа жизни и занятости. В данной статье рассмотрим основные принципы микрообучения, его преимущества и примеры применения.
Микрообучение: результативность и удобство для взрослых

Микрообучение — это?

Микрообучение — это методология обучения, которая основывается на идее обучения в малых порциях или краткосрочных интервалах времени, что позволяет адаптировать обучение к индивидуальным потребностям и особенностям каждого обучающегося или группы обучающихся. Вместо традиционного обучения, где обучающиеся сидят в течение длительного времени и принимают информацию пассивно, микрообучение предлагает более частые и краткосрочные периоды обучения.

Микрообучение возникло в начале XXI века в связи с развитием информационных технологий и увеличением объема информации, доступной для изучения. В 2000 году компания Microsoft провела исследование, которое показало, что среднее время концентрации внимания человека снизилось с 12 секунд до 8 секунд. Это привело к необходимости разработки новых подходов к обучению, которые бы учитывали особенности современного информационного общества.

Краткосрочное обучение и микрообучение – есть ли разница?

Если обратиться к устоявшейся номенклатуре, то термин «микрообучение» не встретить в Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Да и краткосрочное обучение именовалось таковым до 10.04.2014 г., когда еще действовало Постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов».

Поэтому, если говорить о дополнительном профессиональном образовании, направленном на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, то микрообучение реализуется в формате (если так можно выразиться) повышения квалификации в самом минимальном объеме. А именно не менее 16 часов обучения на весь срок обучения (его делите как хотите по модульным частям закладываемого микрообучения в рамках рассматриваемой темы обучения). Во всех остальных случаях:
  • при обучении менее 16 часов,
  • при обучении в организации, не имеющей лицензию на осуществление образовательной деятельности,
  • при отсутствии критериев допуска к зачислению на дополнительное профессионально образование (кто может обучаться по дпо смотрите в short-видео)
микроообучение приравнивается к «прослушал что-то у кого-то для чего-то».

Да, это не отменяет того, что если такое познание нового может быть полезным, качественным и необходимым при условии реальной экспертности курса, практичной ценности и отсутствия «нарисованных» перспектив результата ведущими и организаторами такого обучения.
Помните! Сертификат, подтверждающий прослушивание определенного количества часов по определенной программе, является довольно спорным документом. Он не относится к дополнительному профессиональному образованию и не может подтверждать получение образования. Такие сертификаты часто выдаются различными организациями и онлайн-школами, организующими тренинги, семинары, форумы и конференции. Эти сертификаты можно считать «манящими бумажками», красиво распечатанными на цветном принтере или вовсе сверстанные электронно организаторами мероприятий, так как они не вносятся в реестр документов об образовании и не являются официальными документами об образовании или квалификации. Сертификат не имеет юридической силы как документ об образовании или квалификации.

Обычно такие сертификаты выдаются организациями без лицензии на осуществление образовательной деятельности, которые позиционируют себя экспертами в различных областях и привлекают аудиторию слушателей на свои курсы. Во втором случае организация, выдающая сертификат, имеет лицензию на образовательную деятельность, но не может предоставить ничего кроме сертификата из-за несоответствия программы законодательным требованиям в сфере образования или из-за отсутствия у обучающегося необходимой квалификации для участия в программе обучения. Если интересно, то какие документы легитимны и подтверждают обучение по дпо можете прочитать в статье «Документы о квалификации в дополнительном профессиональном образовании».
При микрообучении контент представлен в виде серии коротких уроков (как правило, до 15-20 минут каждый), а каждый урок посвящен одной теме, содержит упражнение для отработки новых знаний и дополнительные материалы. Отличия микрообучения от других видов обучения:
  1. Фокус на конкретных навыках. Микрообучение направлено на развитие конкретных навыков и знаний, необходимых для выполнения определенных задач, в отличие от традиционного обучения, которое часто охватывает широкий спектр тем.
  2. Короткие сессии. Микрообучение проводится в виде коротких сессий, которые занимают от нескольких десятков минут до нескольких часов. Это позволяет обучающимся быстро усваивать информацию и применять полученные знания на практике.
  3. Интерактивность. Микрообучение включает в себя различные формы взаимодействия между преподавателем и обучающимися, такие как дискуссии, групповые проекты и практические задания. Это помогает обучающимся лучше понимать материал и применять его на практике.

Преимущества и недостатки микрообучения для взрослых

Микрообучение предоставляет ряд преимуществ:
и для самих обучающихся-сотрудников:
  • экономия времени: короткие видеоуроки позволяют сотрудникам усваивать знания даже в течение рабочего дня;
  • простота усвоения информации в разных обстоятельствах: микрообучение помогает легче усваивать информацию в условиях стресса и плохой концентрации, да и концентрированная полезная информация ускоряет процесс обучения;
  • высокая доходимость: микрокурсы можно пройти с любого устройства и в любое удобное время, что обеспечивает высокую доходимость среди учащихся;
  • индивидуальный подход: микрообучение позволяет адаптировать обучение к потребностям каждого обучающегося, учитывая его уровень знаний и опыт;
  • увлекательность: краткие и интерактивные сессии обучения делают процесс обучения более увлекательным и интересным, что мотивирует учеников к постоянному развитию и изучению новых навыков.

и для организаций, осуществляющих образовательную деятельность:
  • разнообразие форматов: микрообучение не привязано к конкретному формату и может включать видеоуроки, лонгриды, квизы и подкасты;
  • быстрое создание и адаптация учебных материалов: выжимка самого важного и полезного материала позволяет создавать образовательные продукты, актуальные здесь и сейчас;
  • сокращение расходов: создание серии коротких видео менее затратно, чем разработка продолжительного онлайн-курса.

Минусы микрообучения для обучающихся:
  • сложность в формировании единой системы знаний, поскольку обучение состоит из отдельных фрагментов;
  • этот формат не подходит для изучения сложных и высокотехнологичных тем;
  • микрообучение не позволяет заниматься научной карьерой;
  • нет возможности глубоко изучить тему.

Прогнозы развития микрообучения

С позиции электронного обучения и дистанционных образовательных технологий микрообучение продолжит развиваться и находить применение в различных сферах деятельности. В будущем, предположу, можно ожидать следующих тенденций:
  1. Расширение использования мобильных устройств. Микрообучение будет все больше использоваться на мобильных устройствах, что сделает его более доступным и удобным для обучающихся.
  2. Интеграция с другими технологиями. Микрообучение будет интегрироваться с другими технологиями, такими как искусственный интеллект, виртуальная реальность и дополненная реальность, что позволит создавать более эффективные и интересные обучающие материалы.
  3. Фокус на персонализации. Микрообучение будет становиться все более персонализированным, учитывая индивидуальные потребности и предпочтения обучающихся, что позволит повысить эффективность обучения и мотивацию обучающихся.

Примеры применения микрообучения

Благодаря использованию современных технологий и методик, микрообучение делает обучение более доступным, интересным и результативным. Примеры микрообучения (собрано из открытых источников, не является рекламой, приведено в качестве опыта использования микрообучения в реальных организациях):
  • «Открытие» развивает платформу Skill Cup, которая предлагает готовые микрокурсы для развития навыков сотрудников;
  • «Яндекс.Такси» использует микрообучение для адаптации новых водителей и повышения качества обслуживания пассажиров;
  • «ВкусВилл» применяет микрообучение для обучения сотрудников новым продуктам и технологиям;
  • «Ростелеком» использует микрообучение для развития навыков сотрудников в области информационной безопасности и управления проектами;
  • «Тинькофф Банк» использует микрообучение для развития навыков продаж и обслуживания клиентов;
  • «Adobe» разработали серию видеоуроков и текстовых материалов по основным продуктам и услугам компании, которые доступны для изучения в мобильном приложении.

Микрообучение в корпоративном обучении можно применить следующим образом:
  1. Определите цели обучения: определите конкретные навыки и знания, которые необходимо развить у сотрудников.
  2. Выберите формат обучения: используйте видеоуроки, текстовые материалы, аудиозаписи, презентации и другие форматы, подходящие для вашей аудитории.
  3. Разбейте обучение на небольшие модули: каждый модуль должен быть посвящен одной теме или навыку.
  4. Обеспечьте регулярность обучения: предоставьте сотрудникам доступ к материалам и проводите регулярные проверки знаний.
  5. Используйте геймификацию: добавьте игровые элементы, такие как баллы, уровни и соревнования, чтобы сделать обучение более интересным и мотивирующим.
  6. Обеспечьте обратную связь: предоставляйте сотрудникам обратную связь по результатам обучения и помогайте им улучшать свои навыки.

Микрообучение является перспективным направлением в образовании взрослых, так как оно позволяет адаптировать учебный процесс к особенностям их жизни и потребностей. Благодаря использованию современных технологий и методик, микрообучение делает обучение более доступным, интересным и результативным.