Методический дайджест

Мультимедийные технологии в образовании

Профессиональная навигация
В современном мире образование играет ключевую роль в формировании личности и развитии общества. В этой статье рассмотрим определение мультимедийных технологий, их роль в образовании, а также принципы организации мультимедийного обучения и применение средств мультимедиа для повышения эффективности образовательной деятельности.
мультимедийные технологии в обучении

Определение, роль и принципы мультимедийных технологий в образовании

Мультимедийные технологии образовании — это интерактивные системы, компьютерные технологии, охватывающие одновременно несколько информационных областей: текст, видео, графика, аудио, анимация. Они формируются за счет информационных ресурсов, специальных программ и аппаратных средств. Мультимедиа-технологии имеют огромный потенциал в системе развивающего и личностно-ориентированного обучения, являясь дидактическими педагогическими ресурсами.

Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе позволяет:
  • заменить многие методы и приемы обучения, такие как лекции с рассказами и пояснениями на презентации со слайдами и голосовым сопровождением;
  • интегрировать методы обучения, обеспечивая комплексное применение словесных, наглядных и практических методов;
  • повысить качество образовательного процесса благодаря передаче информации в трех измерениях (графика, видео, аудио), интеграции научного, эстетического и практического компонентов;
  • активизировать познавательную заинтересованность обучающихся, повысить их интерес к учебной дисциплине, ее отдельному курсу или теме изучения;
  • обеспечить наглядность учебного материала высокого качества, нестандартное представление текстовой информации (графики, таблицы, схемы).

Принципы организации и использования мультимедийных технологий в образовании включают:
  • принцип многосферности: учебная информация усваивается лучше, если она представляется в нескольких формах (текст с иллюстрациями, аудиоматериал, видеопрезентация);
  • принцип смежности: учебный материал должен быть представлен одновременно в разных формах (вывод на экран текста или его чтение в раздаточном материале с включением слайдов на ПК или интерактивной доске);
  • принцип модальности: использование анимированных изображений лучше дополнять разговорной речью, комментариями педагога или аудиоматериалами;
  • принцип структурности: структура мультимедийного материала должна быть четкой и последовательной, с выделением оглавления, подзаголовков и информации, на которую стоит обратить особое внимание;
  • принцип персонализма: обучение должно носить дифференцированный характер, опираясь на использование диалогового стиля преподавания.

Ограничения и недостатки мультимедийных технологий в корпоративном обучении

Мультимедийные технологии являются мощным инструментом для корпоративного обучения, однако они также имеют ряд ограничений и недостатков, которые следует учитывать при разработке и реализации обучающих программ. Вот некоторые из них:
  • Рассеивание внимания. Мультимедийные средства обучения могут отвлекать внимание сотрудников от основной учебной задачи, особенно если используются сложные и разнообразные материалы. Это может привести к снижению эффективности обучения и потере времени.
  • Недостаточные навыки обучаемых и педагогов. Многие сотрудники и преподаватели могут испытывать трудности в работе с новыми технологиями и программным обеспечением, что может замедлить процесс обучения и вызвать технические проблемы. В моей практике до сих пор встречаются случаи, когда у специалистов, направляемых компанией по договору на обучение с применением ЭО или ДОТ (подробнее в статье «Электронное обучение и дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ»), отсутствуют электронные почты или указывается одна на всех.
  • Сложность создания учебных материалов. Разработка качественных мультимедийных материалов требует определенных навыков и времени, что может стать препятствием для некоторых учебных центров и педагогов.
  • Времеемкость. Использование мультимедийных технологий может занять больше времени, чем традиционные методы обучения, что может быть неприемлемо для некоторых организаций, особенно если сроки обучения ограничены.
  • Настройка и использование программного и аппаратного обеспечения. Для успешного внедрения мультимедийных технологий в корпоративное обучение компания должна иметь необходимое оборудование и программное обеспечение, а также обученный персонал для их настройки и обслуживания.
  • Отсутствие стандартизации. Мультимедийные технологии в обучении могут быть представлены в различных форматах и с использованием разных устройств, что затрудняет их интеграцию и совместное использование в рамках одной организации.
  • Безопасность и конфиденциальность. При использовании мультимедийных технологий необходимо уделять внимание вопросам безопасности данных и конфиденциальности личной информации сотрудников, что может потребовать дополнительных мер защиты и контроля. Из моей практики: крупные организации заранее и на стадии проекта договора об оказании платных образовательных услуг запрашивают ссылки доступа и уточняют формат и платформы, на которых (с помощью которых) проводится обучение для заведения в «список доступных» в своей организации и согласования подключения.
  • Ограниченная обратная связь. Мультимедийные средства обучения могут не предоставлять достаточно возможностей для обратной связи с обучаемыми, что затрудняет оценку их прогресса и корректировку учебного плана.
  • Неравномерное распределение ресурсов. Внедрение мультимедийных технологий может потребовать значительных инвестиций в оборудование, программное обеспечение и обучение персонала, что может создать неравномерное распределение ресурсов в организации.
  • Зависимость от интернет-соединения. Если мультимедийные материалы предоставляются через интернет, то их доступность и качество могут зависеть от скорости и стабильности интернет-соединения, что может создавать неудобства для обучаемых. Да-да. И такое не редкость. Поэтому, если проводите онлайн-трансляции закладывайте время по административному регламенту перед началом занятий, чтобы пояснить и объяснить алгоритм действий обучающегося / слушателя во время лекции, если у него что-то зависнет (отключится).

Несмотря на эти ограничения и недостатки, мультимедийные технологии продолжают играть важную роль в корпоративном обучении, предоставляя новые возможности для повышения эффективности и качества обучения сотрудников.

Применение средств мультимедиа для повышения эффективности образовательной деятельности

Интерактивное обучение — это современный подход к образованию, который ставит в центр внимания активное участие обучающегося в учебном процессе. Оно поощряет вовлеченность, самостоятельность и критическое мышление обучающихся, а также использует групповые обсуждения, проектную работу, ролевые игры и мультимедийные технологии для лучшего усвоения материала. Интерактивное обучение возникло в 1990-е годы. Теоретики педагогики до сих пор не пришли к единому мнению, нужно ли выделять интерактивные методы обучения в отдельную категорию.

Интерактивное обучение использует мультимедийные технологии для создания интерактивных учебных материалов, таких как видеоуроки, тренажеры, обучающие игры и тесты. Это позволяет сделать процесс обучения более увлекательным, наглядным и индивидуальным, учитывая особенности каждого обучающегося. Принципы организации мультимедийного обучения и применение средств мультимедиа способствуют достижению целей образования и личностному развитию обучающихся. Примеры успешного использования мультимедийных технологий в дополнительном профессиональном образовании, корпоративном обучении:
  • Банк данных: хранение документации педагога в электронном виде.
  • Диагностика обучающихся: применение электронных таблиц, графиков и диаграмм для анализа результатов.
  • Методическая работа педагога: выступления на семинарах, совещаниях, педсоветах и методсоветах с использованием мультимедийных технологий.
  • Иммерсивный опыт: симуляторы погружают людей в рабочие ситуации, позволяя учиться на практике и делать ошибки без риска, а обучение становится ближе к реальным условиям, что помогает лучше подготовиться к выполнению рабочих обязанностей.
  • Интерактивность: цифровые инструменты настраиваются под потребности работников, позволяя им взаимодействовать с объектами и получать мгновенную обратную связь.
  • Доступность и гибкость: занятия доступны в любое время и в любом месте, что удобно для сотрудников, работающих удаленно или в разных уголках мира.

Мультимедийные подходы в образовании предоставляют широкие возможности для улучшения качества обучения, мотивации обучающихся, особенно взрослых при корпоративном обучении, и повышения эффективности образовательного процесса. Однако необходимо учитывать ограничения и недостатки этих технологий, а также разрабатывать стратегии их оптимального использования.