Прежде чем перейти к рассмотрению законопроекта и позже вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности напоминаю, что ещё 01 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 г. N 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который ввел понятие и общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был дополнен:
А) Пунктом 35 статьи 2 следующего содержания: «просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;
Б) Статьей 12.2 следующего содержания:
«1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.»
В) И рядом иных дополнений: пунктом 13.2 части 1 статьи 6, частью 5 статьи 19, частью 4 статьи 105.
Фактически ранее введенное установило общее понятие просветительской деятельности и основные ее принципы. В экспертном сообществе велись дискуссии о ясности принятого закона и потенциальных последствиях реализации:
★ Объемная формулировка просветительской деятельности, под которую можно отнести почти любую информационную деятельность, осуществляемую вне образовательных программ.
★ Что конкретно подразумевается под туманной фразой: «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ»? Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.
★ Просветительством не считается все, что делается в рамках образовательных программ, но при этом одна из целей просветительства — удовлетворение образовательных потребностей человека. Так как отличить просветительство и образовательную деятельность? Удовлетворение человеком образовательной потребности может осуществляться через:
➢ получение образования, учась в специальной образовательной организации по утвержденной программе (наличие образовательной программы — главный признак образовательной деятельности!);
➢ самообразование, пользуясь самостоятельно вне образовательных программ какими-либо источниками знаний (онлайн-лекции и вебинары, мастер-классы, тренинги и конференции, чтение книг и т. д.), когда и получается, что удовлетворение образовательной потребности происходит благодаря чьей-то просветительской деятельности.