Правила осуществления просветительской деятельности:
содержание, требования, формы


30 апреля 2022 г., дополнено и актуализировано - январь 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

«Образование утверждает: я все могу! А просвещение говорит: о нет, ты не все можешь, потому что ты не имеешь права на все.» (Александр Николаевич Сокуров - советский, российский кинорежиссёр и сценарист, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека)
Просветительская деятельность
Прежде чем перейти к рассмотрению законопроекта и позже вступившего в силу Постановления Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности напоминаю, что ещё 01 июня 2021 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2021 г. N 85-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», который ввел понятие и общие требования к осуществлению просветительской деятельности. Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» был дополнен:

А) Пунктом 35 статьи 2 следующего содержания: «просветительская деятельность - осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.»;

Б) Статьей 12.2 следующего содержания:

«1. Просветительскую деятельность осуществляют органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, уполномоченные ими организации, а также вправе осуществлять физические лица, индивидуальные предприниматели и (или) юридические лица при соблюдении требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Не допускается использование просветительской деятельности для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.

3. Порядок, условия и формы осуществления просветительской деятельности, а также порядок проведения контроля за ней устанавливается Правительством Российской Федерации.»

В) И рядом иных дополнений: пунктом 13.2 части 1 статьи 6, частью 5 статьи 19, частью 4 статьи 105.

Фактически ранее введенное установило общее понятие просветительской деятельности и основные ее принципы. В экспертном сообществе велись дискуссии о ясности принятого закона и потенциальных последствиях реализации:

Объемная формулировка просветительской деятельности, под которую можно отнести почти любую информационную деятельность, осуществляемую вне образовательных программ.

Что конкретно подразумевается под туманной фразой: «Порядок, условия и формы ведения просветительской деятельности, а также контроля за ней устанавливаются Правительством РФ»? Те, кто занимается просветительской деятельностью, переживают, как бы не стало больше проверок и других формальных сложностей в работе.

Просветительством не считается все, что делается в рамках образовательных программ, но при этом одна из целей просветительства — удовлетворение образовательных потребностей человека. Так как отличить просветительство и образовательную деятельность? Удовлетворение человеком образовательной потребности может осуществляться через:
➢ получение образования, учась в специальной образовательной организации по утвержденной программе (наличие образовательной программыглавный признак образовательной деятельности!);
➢ самообразование, пользуясь самостоятельно вне образовательных программ какими-либо источниками знаний (онлайн-лекции и вебинары, мастер-классы, тренинги и конференции, чтение книг и т. д.), когда и получается, что удовлетворение образовательной потребности происходит благодаря чьей-то просветительской деятельности.
Предпосылки изменений. Появилась ли конкретика в законе?

Министерство просвещения Российской Федерации разработало и совместно с экспертным сообществом доработали правила, которые будут регулировать открытость и прозрачность просветительской деятельности. Ниже под статьей приведена ссылка доступа на Федеральный портал проектов нормативных правовых актов, где Вы можете ознакомиться с Проектом постановления Правительства Российской Федерации от 22 марта 2022 г. «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» (ID проекта 02/07/03-22/00125932).
«… правила не несут дополнительной нагрузки по отчетности на любые частные просветительские проекты», - сообщает Министерство просвещения Российской Федерации. Так что данные правила устанавливают, на что распространяются и чего ждать после их утверждения?

Позже было принято Постановление Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности», дата начала действия - 12 июля 2022 г.
  • Содержание просветительской деятельности
    Просветительская деятельность может реализовываться в форме лекций, презентаций, семинаров, мастер-классов, круглых столов, дискуссий и иных формах, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (список открытый, поэтому под это понятие по-прежнему может попасть любое распространение информации «в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов»).НО! Правила не распространяются на отношения, связанные с осуществлением просветительской деятельности:
    ➢ в рамках культурно-просветительской деятельности религиозных организаций.
  • Кем может осуществляться просветительская деятельность
    Просветительская деятельность осуществляется органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, уполномоченными ими организациями, а также может осуществляться физическими лицами, индивидуальными предпринимателями и (или) юридическими лицами (далее – организаторы просветительской деятельности) с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящими Правилами.
  • Требования, предъявляемые к ведению к просветительской деятельности
    Организатор просветительской деятельности обязан соблюдать требования законодательства Российской Федерации, в частности (замечу, все это и так считается нарушением законодательства и следует из иных законов, но дополнительно выделено в законе как недопустимость таких нарушений):

    1) не осуществлять просветительскую деятельность в целях совершения (побуждения к совершению) уголовно наказуемых деяний, разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань;

    2) не распространять заведомо недостоверную информацию под видом достоверных сообщений, а также не распространять информацию с нарушением законодательства Российской Федерации;

    3) не допускать распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан по признакам пола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их политическими убеждениями;

    4) соблюдать права и законные интересы граждан и организаций, в том числе честь, достоинство и деловую репутацию граждан, деловую репутацию организаций.

    Вместе с вышеуказанным содержание просветительской деятельности должно:
    ➢ содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности,
    ➢ учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права на свободный выбор мнений и убеждений,
    ➢ обеспечивать развитие способностей человека, формирование и развитие его личности в соответствии с традиционными российскими духовно-нравственными ценностями и требованиями законодательства Российской Федерации.

    А сообщения и материалы организатора просветительской деятельности, признанного в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом, выполняющим функции иностранного агента, распространяемые на территории Российской Федерации, должны сопровождаться указанием на то, что эти сообщения и материалы созданы и (или) распространены лицом, выполняющим функции иностранного агента.
  • Что будет за нарушение требований
    Встает вопрос: что будет в случае выявления в чьей-то просветительской деятельности хоть малейшего нарушения любого требования законодательства, в том числе самих правил? Законом предусмотрена в таком случае возможность обращения любых (как государственными органами и органами местного самоуправления, так и любыми юридическими и физическими лицами) лиц, заметивших нарушения в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с требованием о прекращении распространения такой информации. Форма и порядок направления данного требования и прилагаемых к нему документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

    Далее в течение 10 дней уполномоченный федеральный орган исполнительной власти рассматривает полученное требование на предмет наличия или отсутствия фактов нарушения требований законодательства и информирует заявителя. В случае подтверждения фактов нарушения требований законодательства уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет организатору просветительской деятельности предписание об устранении выявленных нарушений в срок, установленный предписанием. И в случае не устранения выявленных нарушений организатору просветительской деятельности направляется предписание о прекращении распространения не соответствующей требованиям законодательства информации (т.е. на осуществление такой просветительской деятельности). А если будут признаки уголовно наказуемого деяния и (или) признаки административного правонарушения, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти направляет материалы по указанным фактам в уполномоченные государственные органы в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации и (или) Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
  • Особые положения
    Планируя просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних и с привлечением государственных бюджетных средств организатор должен заранее уведомить об этом уполномоченный орган. Для этого надо будет подготовить программу просветительской деятельности и представить ее не позднее чем за 30 рабочих дней до предполагаемой даты просветительского мероприятия. В программе должны быть отражены цели, задачи, сроки, формы и место ее реализации, целевая аудитория, информация об организаторе просветительской деятельности и лицах, участвующих в реализации программы, источники финансирования программы в объеме сведений, определенном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Последний вправе отправить данную программу на экспертизу на предмет соответствия требованиям законодательства и документам стратегического планирования. Если экспертиза покажет какие-то нарушения, организатор просветительской деятельности не позднее чем за 5 рабочих дней до предполагаемой даты начала ее реализации получит предписание об их исправлении.
  • Кем контролируется
    В проекте был последний, семнадцатый пункт, который предусматривал, что контроль за осуществлением просветительской деятельности осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти без взаимодействия с организатором просветительской деятельности. Сложно было сказать на этапе законопроекта, что это значит и можно было предположить, что, получив от кого-либо сигнал о ненадлежащем осуществлении просветительской деятельности, контролирующий орган может провести проверку, не уведомляя об этом организатора просветительской деятельности и не запрашивая у него дополнительных материалов. А теперь в Постановлении Правительства РФ от 01.07.2022 г. № 1195 «Об утверждении Правил осуществления просветительской деятельности» данный пункт вообще «пропал» и говорить о нем не приходится.
Консультация по вопросам осуществления образовательной деятельности в сфере ДПО
СТАРТ
в течение 7 календарных дней с даты поступления вопроса
бесплатно
  • ✓ письменный краткий ответ на 1 заданный вопрос
  • ✓ возможно только разовое предоставление консультации такого формата для физического лица или представителя организации вне зависимости от времени / года обращения
ПРОДВИНУТЫЙ
по согласованию в течение 3 календарных дней после оплаты в удобное для заказчика время
1 час/от 4500 ₽
  • ✓ комфортное общение с компетентным экспертом-методистом по видеоконференции
  • ✓ полученные ответы на интересующие вопросы с дополнительным предоставлением по итогам консультации текстовой информации (ссылок на законодательство, шаблонов и т.д. при необходимости по теме вопросов)
  • ✓ возможность обратиться к проведенной консультации (доступ к записи)
  • ✓ конфиденциальность обсуждаемой информации
  • ✓ рекомендации по дальнейшей работе в рамках обсуждаемых на консультации вопросов