Обзор изменений законодательства в сфере образования, вносимых Федеральным законом от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ


28 мая 2022 г.
Автор - Саленкова Татьяна

«Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы помнить их смысл»

Президент Российской Федерации 30 декабря 2021 года подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Разберем в статье какие изменения вступят в силу с 1 сентября 2022 года, а какие с 1 января 2023 года.
Изменения в законе об образовании
Федеральный закон от 30.12.2021 г. N 472-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 21 декабря 2021 года и одобрен Советом Федерации 24 декабря 2021 года. В Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» вносятся изменения, направленные на поддержку и организацию органами государственной власти субъектов Российской Федерации, организацию органами местного самоуправления профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах имеющих государственную аккредитацию образовательных программ среднего общего и (или) среднего профессионального образования. Кроме того, вносятся изменения в статьи 16 и 18 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Рассмотрим их, выделив то, что меняется.

Статья 16. Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

3. При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств информационные технологии, технические средства, электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, которые содержат электронные учебно-методические материалы, а также включающей в себя государственные информационные системы в случаях, предусмотренных частью 3_1 настоящей статьи, и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

3_1. При реализации основных общеобразовательных программ и образовательных программ среднего профессионального образования с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, предусматривающих обработку персональных данных обучающихся, организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна использовать государственные информационные системы, создаваемые, модернизируемые и эксплуатируемые для реализации указанных образовательных программ.

Статья 18. Печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

4. Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, для использования при реализации указанных образовательных программ выбирают:

1) учебники из числа входящих в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования;

2) учебные пособия, выпущенные организациями, входящими в перечень организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

3) электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.

Дополнена частями 8_1-8_3 следующего содержания (примеч. автора):

8_1. Федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

8_2. Электронные образовательные ресурсы включаются в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, по результатам экспертизы содержащихся в них электронных учебно-методических материалов. Данная экспертиза проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

8_3. Порядок формирования федерального перечня электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (включая состав сведений, содержащихся в указанном федеральном перечне, требования к электронным образовательным ресурсам, порядок принятия решений и условия включения электронных образовательных ресурсов в указанный федеральный перечень и исключения электронных образовательных ресурсов из указанного федерального перечня, в том числе порядок и сроки проведения экспертизы электронных учебно-методических материалов, содержащихся в электронных образовательных ресурсах, критерии ее проведения и правила их оценивания, требования, предъявляемые к экспертам при проведении данной экспертизы, права и обязанности экспертов, порядок их отбора, формы и срок действия экспертных заключений), утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.

ФЗ от 30.12.2021 г. № 472-ФЗ
вступил в силу в силу со дня его официального опубликования,
за исключением положений
Подпункт а пункта 4 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 сентября 2022 года
(изменения в части 4 статьи 18
ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ)
Пункт 3 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2023 года.
(изменения в статье 16
ФЗ от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ)
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны создать условия для функционирования государственных информационных систем в соответствии с частью 3_1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» не позднее 1 января 2023 года
Как мы видим, в соответствии с Федеральным законом организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам общего образования, при реализации указанных программ выбирают электронные образовательные ресурсы, входящие в федеральный перечень электронных образовательных ресурсов, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования. А значит к организациям, реализующим программы дополнительного профессионального образования, данные положения не относятся и не требуется переходить на использование государственных информационных систем. Можно только предположить, что государство, отработав на данных уровнях образования все положения, в скором времени задумается об аналогичном порядке и при реализации дополнительного профессионального образования.

В таблице представлен актуальный на данный момент времени перечень Государственных информационных систем Минобрнауки России. Говоря о ДПО, следует обратить внимание на федеральный портал ГИС СЦОС, где представлены образовательные платформы, рекомендованные к использованию.