Методист в образовании – кто это и чем занимается?


02 апреля 2022 г., актуализировано - январь 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

Почему-то у многих руководителей образовательных центров есть иллюзия, что методисты - это волшебники. Давайте разберемся, за что можно спросить с методиста, а что не входит в его «роль».
методист дополнительного профессионального образования
Обратимся сначала к ряду устоявшихся определений термина «методист»:
✔Толковый словарь русского языка под редакцией профессора Д. Н. Ушакова – «Педагог, работающий над изучением, выработкой методов преподавания; специалист по методике какого-нибудь предмета.»;
✔Современный словарь русского языка Т.Ф. Ефремовой – «Специалист в области методики преподавания какого-либо предмета.»;
✔ Словарь русского языка С.И. Ожегова - «Специалист по методике»;
✔ Согласно материалу из свободной энциклопедии Википедия «методист — специалист по методике какого-нибудь предмета, часто преподавания».

Для чего приведено все это, спросите Вы? Для того, чтобы показать базисное понятие, отправную точку начала профессии «Методист» в образовании. Более современные «академические» определения рассматриваемого термина приводят такие его трактовки как «специалист сферы образования, задача которого состоит в разработке способов преподавания какого-либо предмета или организации воспитательного процесса», «специалист в области образования, который координирует деятельность преподавателей, выполняет работу, связанную с организацией учебного процесса» и «специалист, оказывающий инструктивно-методическую помощь в организации работы образовательных учреждений всех типов».

Конечно, из всех определений можно выбрать более понравившееся одно или даже сформулировать из всех их одно универсальное и обобщенное, но будет ли такое определение отражать реальную ситуацию с деятельностью методиста в современных организациях? А в частности, в рассматриваемом функционале методиста в сфере дополнительного профессионального образования. На данный ответ наглядным образом дает ответ рынок труда. Нет, не будет.

За последние полтора года ожидания у работодателей от соискателей на должность методиста и указываемые в объявлениях обязанности в дальнейшем к исполнению наглядно показывают нам как «роль» методиста, одного специалиста, призвана совмещать функционал нескольких ролей.

Ожидания и требования в вакансиях от работодателей к методисту (реальные скриншоты по состоянию за 2023 год без правок):
Как мы видим, работодателями практически везде заложены в обязанности методиста основы формирования процесса обучения и разработка образовательного контента в различных вариациях, которые и присущи методической деятельности. Но помимо этого, на рынке труда в зависимости от масштабов деятельности той или иной организации, имеющегося у нее штата специалистов, а также этапа становления образовательной деятельности в организации как платных образовательных услуг «на сторону» или покрытия внутренних потребностей обучения штатных специалистов, выделяется и функционал:

➣ методолога-разработчика с основами продюсирования: создание образовательного продукта от подготовки контента и разработки сценария курса до разработки MVP (Minimum viable product) программы, подбору авторов, участию в создании курса и техническому его сопровождению – методист + методолог + продюсер + эксперт;

➣ куратора-администратора: сопровождение процесса обучения от технического сопровождения образовательной платформы /системы дистанционного образования (размещение контента, организация доступов и рассылок, техническая поддержка обучающихся, модератор вебинаров) до контроля проведения учебных мероприятий и успеваемости обучающихся, построения образовательных траекторий;

➣ юриста образовательного права: знание законодательных основ в сфере образования, умение их применять на практике при ведении учебно-методической деятельности и обеспечение готовности учебного центра к проверкам Рособрнадзора;

➣ методического директора: общее руководство линейкой курсов от анализа рынка и конкурентов при проектировании, разработке и обновлении продуктовой линейки учебного центра до управления учебно-методическим отделом и создания стандартов качества образовательного продукта и процесса обучения в организации.

Таким образом, методист в широком его смысле – это очень важный и нужный специалист в любом учебном центре, и, что немаловажно, – востребованный на рынке труда.

Теперь понимание того, кто такой методист и какой возможен у него функционал в работе, надеюсь, появилось. Встает другой вопрос в котором следует разобраться, а что должно быть в должностной инструкции методиста в учебном центре? Каким документом следует руководствоваться для указания требований к квалификации методиста и так ли это нужно?

Да, нужно. И при проверках организаций, осуществляющих образовательную деятельность – должностная инструкция методиста будет, поверьте, запрошена проверяющими. Обратимся к профстандартам. Так, 13 июня 2020 г. утратил силу Приказ Минтруда России от 08.09.2015 г. N 608н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (зарегистрировано в Минюсте России 24.09.2015 N 38993) – и именно в этом профстандарте были указаны требования к квалификации, опыту, знаниям и навыкам методиста дополнительного профессионального образования, которыми и следовало ранее руководствоваться при составлении должностной инструкции. А в области дополнительного образования ранее действовал (утратил силу 01 сентября 2022 г.) Приказ Минтруда России от 05.05.2018 г. N 298н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2018 N 52016).
При составлении должностной инструкции методиста следует руководствоваться профстандартом (при наличии) и / или (только) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 06.10.2010 г. N 18638). «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС предназначены для решения вопросов, связанных с регулированием трудовых отношений, обеспечением эффективной системы управления персоналом образовательных учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности. Требования (должностные обязанности, должен знать, требования к квалификации) указаны в ЕКС в отношении методиста (включая старшего) и для инструктора-методиста (включая старшего) при спортивной направленности образовательной организации. Должностная инструкция должна быть составлена с учетом квалификационных характеристик, требований к образованию и обучению, требований к опыту практической работы.
СТАРТ
оставляйте запрос в заявке через форму на сайте или напишите на почту info@methodisthelp.ru
бесплатно
  • Шаблон должностной инструкции методиста (дополнительное профессиональное образование), составленный с учетом требований нормативных документов, в pdf-формате
ПРОДВИНУТЫЙ
по согласованию в течение 4 календарных дней после оплаты в удобное для заказчика время
от 7590 ₽
  • ✓ комплект документов тарифа «ОПТИМУМ»
  • ✓ часовая консультация с компетентным экспертом-методистом по видеоконференции по правовому обеспечению подготовки должностных инструкций в образовательной организации, их разработке и принятии в образовательной организации
  • ✓ возможность обратиться к проведенной консультации (доступ к записи)
  • ✓ конфиденциальность обсуждаемой информации