Правительством РФ утверждена концепция подготовки педагогических кадров до 2030 года


02 июля 2022 г.
Автор - Саленкова Татьяна

Какая трансформация ожидается в технологии, управлении и инфраструктуре педагогического образования? Что за цели, принципы, задачи, основные мероприятия и механизмы реализации государственной политики Российской Федерации поставлены в области подготовки педагогических кадров для системы образования?
Концепция подготовки педагогических кадров
Распоряжением Правительства Российской Федерации N 1688-р от 24.06.2022 г. была утверждена концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года. Указывается в распоряжении, что данная концепция:

➢ разработана в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и основных принципов национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 3273-р;

➢ является основой для организации деятельности образовательных организаций высшего образования, профессиональных образовательных организаций, организаций дополнительного профессионального образования, осуществляющих подготовку педагогических кадров для системы образования (далее – образовательные организации), а также федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в ведении которых находятся образовательные организации.

Цель концепции - совершенствование системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации в соответствии с национальными целями и задачами развития страны, современными направлениями научно-технологического развития и с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования, актуального контекста развития общего образования для формирования возможностей самореализации и развития талантов у детей и молодежи, личностного роста, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи, вхождения Российской Федерации в число 10 лучших стран мира по качеству общего образования. Реализация концепции осуществляется органами государственной власти в соответствии с их полномочиями в установленной сфере деятельности, федеральными учебно-методическими объединениями в системе среднего профессионального образования и высшего образования по программе подготовки педагогических кадров, а также образовательными организациями, осуществляющими подготовку педагогических кадров, общественными объединениями и иными юридическими лицами.

Концепция основывается на следующих принципах:

➢ понимание роли учителя, педагога как ключевой фигуры для обеспечения качества общего образования и для будущего развития страны, реализация ценностно-смыслового подхода к подготовке учителей будущих поколений Российской Федерации;

➢ приоритет равной доступности качественного образования по педагогическим направлениям подготовки и специальностям во всех субъектах Российской Федерации, во всех образовательных организациях вне зависимости от ведомственной подчиненности;

➢ единство образовательного пространства на территории Российской Федерации через единство требований и гарантий в реализации образовательными организациями обучения по программам подготовки педагогических кадров при соблюдении автономии образовательных организаций;

➢ непрерывность и преемственность профессионального развития педагогических кадров;

➢ открытость и независимость оценки качества подготовки педагогических кадров и эффективности реализации мероприятий Концепции;

➢ развитие системы подготовки педагогических кадров с учетом актуальной исследовательской повестки в сфере образования;

➢ обеспечение совместной деятельности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, и социальных партнеров - представителей общественно-деловых объединений, работодателей с учетом социально-экономических и научно-технологических приоритетов развития субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также реализуемых в субъектах Российской Федерации или муниципальных образованиях социальных проектов и программ, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

➢ взаимодействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных организаций, общественных объединений и иных юридических лиц по вопросам совершенствования системы подготовки педагогических кадров в Российской Федерации.

Основные задачи концепции:

➢ обеспечение единых подходов к осуществлению предметной, методической и психолого-педагогической подготовки будущих учителей;

➢ разработка требований к базовой части содержания педагогического образования, его результатам и условиям реализации;

➢ обеспечение единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования, а также к процессу подготовки педагога к осуществлению воспитательной деятельности, поддержки образовательно-воспитательного потенциала семьи;

➢ совершенствование системы оценки качества подготовки педагогических кадров;

➢ развитие кадрового потенциала образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров;

➢ внедрение системы мер по выявлению, отбору и сопровождению педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ дополнительного предпрофессионального развития и программ профессиональной ориентации школьников, ориентированных на педагогические профессии;

➢ привлечение к обучению по педагогическим направлениям подготовки студентов и специалистов из разных сфер, расширение подготовки по дополнительным педагогическим квалификациям с учетом запросов динамично меняющейся системы общего и дополнительного образования детей;

➢ обеспечение включенности образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, в федеральную и региональную образовательную повестку, привлечение потенциальных работодателей, включая региональные системы образования, в систему подготовки педагогических кадров;

➢ включение системы подготовки педагогических кадров в решение проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;

➢ повышение статуса русского языка и литературы в программах подготовки педагогических кадров, обеспечение развития языковых практик на русском языке.

Предполагается, что реализация концепции позволит сформировать единое образовательное пространство, в том числе с учетом единых содержательных и технологических условий подготовки педагогов. По сути, речь идет о развитии системы непрерывного педагогического образования – от педагогических классов до учреждений повышения квалификации. Будет разработана и внедрена система независимой оценки качества подготовки педагогических кадров, сформирована сеть психолого-педагогических классов во всех регионах страны, создана новая образовательная инфраструктура – современные образовательные пространства. Какие же результаты ожидаются от реализации концепции к 2030 году? Это:

➢ внедрение единых подходов к структуре и содержанию подготовки педагогических кадров, учитывающих актуальные требования федеральных государственных образовательных стандартов общего образования и профессионального стандарта педагога с подготовкой кадров в решении проблем цифровой трансформации экономики и общественной жизни;

➢ внедрение в систему подготовки педагогических кадров единых подходов к процессу воспитания и результатам формирования социальной ответственности личности, гуманитарных, духовно-нравственных и гражданско-патриотических ценностей педагогического образования;

внедрение в программы подготовки педагогических кадров профессионального (демонстрационного) экзамена;

➢ внедрение системы промежуточной оценки профессиональных компетенций студентов, обучающихся по программам подготовки педагогических кадров в период обучения, результаты которой учитываются при аттестации на педагогические должности;

внедрение системы профессионально-общественной аккредитации программ подготовки педагогических кадров, проводимой с участием работодателей;

обеспечение ежегодного повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по актуальным вопросам развития образования, внедрение публичного формата проведения итоговой аттестации по программам подготовки педагогических кадров;

➢ расширение сети классов (групп) психолого-педагогической направленности, разработка и внедрение системы учета индивидуальных достижений обучающихся в таких классах (группах), дающей преимущества при поступлении на обучение по программам подготовки педагогических кадров;

➢ разработка и внедрение образовательных программ (модулей образовательных программ), позволяющих обучающимся получать в период обучения дополнительные квалификации в сфере образования;

➢ увеличение приема студентов на обучение по программам подготовки педагогических кадров на условиях договора о целевом обучении;

➢ включение в программы подготовки педагогических кадров дисциплин (модулей), направленных на повышение статуса русского языка и литературы, развитие коммуникации на русском языке, подготовку к осуществлению воспитательной деятельности, включая классное руководство и вожатскую деятельность, к работе с обучающимися с разными образовательными потребностями.