Ключевые понятия системы образования


21 мая 2022 г., актуализировано - январь 2024 г.
Автор - Саленкова Татьяна

Прежде чем начать создавать что-то в образовании и реализовывать модели образования, необходимо, что называется «определиться в понятиях», выработать единое понимание основополагающих понятий и единый язык для всех участников образовательного процесса. Статья поможет разобраться с наиболее яркими языковыми изменениями, произошедшими в терминосистеме образования за последнее десятилетие.
Терминосистема образования
Упорядочим и проясним существенно обновившиеся за последние годы ключевые понятия в современной системе дополнительного профессионального образования. Обратим внимание на термины, которые получили широкое распространение в профессиональной среде, однако далеко не все значения лексических единиц закреплены в официальных документах или авторитетных словарях, в чем также постараемся разобраться.
  • Какое понятие следует применять в системе дополнительного профессионального образования: «обучающийся или «слушатель»?
    Согласно пункта 8 части 1 статьи 33 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. А обучающийся - физическое лицо, осваивающее образовательную программу (часть 15 статьи 2 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Таким образом, в дополнительном профессиональном образовании могут использоваться оба понятия.
  • «Бренд, имидж и корпоративная культура образовательной организации» - о чем это?
    Совокупность целенаправленно сформированных и/или исторически сложившихся репутационных характеристик образовательной организации, связанная в сознании людей с узнаваемыми материальными атрибутами (названием, логотипом, символикой и т. п.) и позволяющая идентифицировать её в образовательном пространстве как организацию, гарантирующую высокое качество образования; материально выраженные атрибуты такой организации и есть бренд образовательной организации. А под имиджем понимается целенаправленно созданный и транслируемый посредством информационных каналов образ образовательной организации, который соответствует представлениям обучающихся, общественности, государственных органов о престижности и высоком образовательном статусе учебного заведения (в том числе об эффективности учебно-воспитательного процесса, профессионализме преподавательского состава, комфортных и безопасных условиях обучения и т. п.) и тем самым позволяет повысить его привлекательность и конкурентоспособность в глазах потенциальной целевой аудитории.

    Вместе с вышеобозначенным выделяется и понятие корпоративной культуры как совокупность убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, традиций и т. п., разделяемых всеми, кто связан с функционированием образовательной организации (преподавателей, администрации, сотрудников, обучающихся), обеспечивающих их эффективное взаимодействие и успешное решение образовательных задач. Чтобы привлечь потенциальных слушателей, стать заметной среди множества других образовательных организаций, следует позаботиться о конкурентом позиционировании в образовательном пространстве, а именно благодаря комплексу действий занять преимущественную в сравнении с другими конкурентную позицию в образовательном пространстве посредством предложения ориентированных на потенциальную целевую аудиторию эксклюзивных образовательных услуг и формирования привлекательного для нее имиджа. Конкурентоспособность образовательной организации, т.е. способность конкурировать на рынке образовательных услуг, обеспечивая качественное образование, привлекательные условия обучения и т.п., выше, если она использует современные программы, новые технологии, если она может предложить своим слушателям нечто особенное, то, чего нет в других образовательных организациях.
  • В чем разница между «электронным обучением» и «дистанционными образовательными технологиями»? И возможно ли их применение в образовательных организациях дополнительного профессионального образования?
    Положения по реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий приведены в статье 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. Уловили разницу? Электронное обучение не требует взаимодействия обучающихся и педагогических работников. Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 23.08.2017 г. N 816.

    Применение электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в образовательных организациях ДПО возможно, если в организациях ДПО созданы условия, отвечающие требованиям статьи 16 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». При этом организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
  • Технологизация и компьютеризация системы образования
    Необходимым условием освоения обучающимся основ практических компетенций в области какой-либо направленности является развитие техносферы образовательной организации, а именно высокотехнологической образовательной среды лабораторно-исследовательского комплекса, в котором обучающиеся в ходе взаимодействия с современным профессиональным оборудованием получают практические умения и навыки в области определенной специальности. Все активнее обсуждается развитие цифровой образовательной среды (локализованная в сети интернет образовательная среда, содержащая разнородный массив информационных образовательных ресурсов в цифровом формате) и появляются в системе образования такие аббревиатуры, как ЦОР и ЭОР. О чем это и есть ли различие?

    ЦОР или цифровые образовательные ресурсы – информационные образовательные ресурсы (текстовые, визуальные, текстографические, мультимедийные и др.), разработанные на базе компьютерных технологий и существующие в цифровом (а не любом другом) формате. Так, например, использование на занятии ЦОР позволяет визуализировать теоретический материал с помощью схем и видеофрагментов. ЭОР или электронные образовательные ресурсы – информационные образовательные ресурсы (текстовые, визуальные, текстографические, мультимедийные и др.), воспроизводимые с помощью аналоговых и цифровых электронных устройств; в настоящий момент времени – то же, что ЦОР. Все большую популярность начинают завоевывать МООК – массовые открытые онлайн-курсы, созданные одной или несколькими образовательными организациями курсы, которые размещаются на специальной интернет-платформе со свободной регистрацией и предусматривают возможность одновременного обучения большого числа людей, - как одна из форм дистанционного обучения. Что и способствует развитию открытого образования – образования, предоставляющего любому желающему доступ к информационным ресурсам на условиях максимальной свободы в выборе места, времени, темпа и программы обучения, которое, как правило, протекает в формате компьютерно-сетевого взаимодействия.
  • Что такое непрерывное образование и является ли дополнительное профессиональное образование составной частью непрерывного образования?
    В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»: «… образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).». А часть 6 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование. При этом на основании часть 7 статьи 10 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования. Таким образом, можно однозначно утверждать о принадлежности дополнительного профессионального образования к непрерывному образованию.
  • Педагогические технологии, приемы и методы
    Сегодня среди возможных направлений развития образовательной деятельности привычным становится конвергентное образование – образование, основанное на интеграции нано-, био-, информационных и когнитивных наук и технологий, преследующее цель формирования у обучающихся целостных представлений о протекающих в материальном мире процессах. Все больше внимания уделяется разработке конвергентно ориентированных образовательных программ, которые отвечают принципам конвергентного подхода к образованию (междисциплинарность, использование высоких технологий, опережающий характер освоения профессиональных компетенций). Подходы в обучении предполагают метапредметность (обучение универсальным техникам мышления и способам деятельности, т.е. таким, которые могут воспроизводиться во время работы с любым учебным и неучебным материалом) и межпредметность (принцип обучения, который состоит в интеграции различных предметных областей, не нарушающей автономности учебной дисциплины и обеспечивающей взаимную согласованность учебных программ по разным дисциплинам).

    Образовательные организации активно стали внедрять проектное обучение – педагогическую технологию, состоящую в обучении через решение учащимися личностно значимых практических задач под руководством преподавателя, выполнение которых, имея целью создание конкретного конечного продукта, способствует приобретению и углублению знаний на предметном и межпредметном уровнях, формированию навыков самостоятельной работы с информацией, планирования и организации деятельности, работы в коллективе и т.д. И одним из важных средств формирования познавательной самостоятельности обучающихся становится проблемное обучение как совокупность методов и приемов, направленных на моделирование в процессе обучения проблемных задачи и ситуаций, стимулирующих обучающихся к самостоятельному поиску, в ходе которого – при поддержке преподавателя – приобретаются необходимые знания, умения и навыки.

    Улучшается и логистика образовательного процесса – рациональное распределение и передвижение участников образовательного процесса и необходимых для его осуществления материальных ресурсов в границах образовательной организации или некоторого образовательного пространства, которые имеют целью максимально эффективное и комфортное для всех использование потенциала образовательной организации и минимизацию ее недостатков. Укрепление образовательной организации и изменение ее логистики привело к внедрению элементов модульного обучения как способа организации учебного процесса, состоящего в том, что учебная информация по определенным дисциплинам подается в виде законченных блоков (модулей), освоение которых завершается диагностикой результатов обучения.