Методический дайджест

От практики к теории или наоборот?

Инструменты успеха
Иногда возникают ситуации, когда мы вынуждены проходить обучение, которое нам не совсем близко. Бывало? Направил работодатель в рамках корпоративного обучения, изменились требования в законодательстве по роду профессиональной деятельности, участвуете в конференции или форуме. Рассмотрим те случаи профессионального обучения, когда выбора нет и «надо», но вы не видите смысл и истинную пользу такого обучения и считаете часы, которые выпадут из рабочего графика, личной жизни и т.д.
от практики к теории

Теория и практика обучения – как быть?

Итак, обучение начинается. Первый день, первые часы. Что в большинстве своем происходит? Я называю это «введение и основы», когда преподаватель (лектор, эксперт – как ни назови) начинает издалека, говорит о чем-то важном и абстрактном. Время обучения идет, кроме очевидных вещей нечего записать, чтобы с пользой применить «в деле уже завтра».

Что происходит дальше? Мы теряем интерес (которого и так могло и не быть) и крохотный огонечек мотивации обучения прослушать все от начала до конца (который как раз мог быть). Так, случалось? Здесь и встает насущный вопрос: на каком этапе лучше давать пользу обучения, с чего начать – теории или практического кейса? В таких случаях важно найти баланс и заинтересовать обучающегося (любого возраста, а чем взрослее – тем ярче звучит такой посыл) с самого начала обучения, сразу показав и предоставив инструменты пользы для применения в профессиональной деятельности, по которому и ведется обучение.
Например, представьте себе ситуацию на любом семинаре. В начале мероприятия лектор начинает с долгих теоретических объяснений, которые кажутся неуместными и не связанными с реальной жизнью и работой. Участники, уставшие от ожидания, начинают проверять свои телефоны и отвлекаться на сообщения. С высокой вероятностью участники семинара все больше убеждаются в своей правоте — тема оказывается неактуальной, не имеет практического применения и не заслуживает внимания. В результате они начинаем сожалеть о потраченном времени и упущенных возможностях. Завтра ведь придется разбираться с накопившимися делами и отвечать на множество рабочих писем.

Когда же, наконец, доходит дело до практических советов, многие уже потеряли интерес и не готовы воспринимать информацию. Доверие так и не возникло, а слабая мотивация уступила место раздражению и разочарованию. Это приводит к тому, что важные идеи просто остаются незамеченными, а участники покидают семинар с чувством, что время было потрачено впустую. Таким образом, отсутствие вовлеченности и доверия со стороны аудитории может привести к тому, что даже самые ценные знания останутся неуслышанными.

Теория и практика обучения: взаимосвязь

Теория и практика образования являются двумя важными аспектами образовательного процесса. Теория представляет собой систему научных знаний, принципов и закономерностей, которые объясняют различные явления и процессы. Практика, в свою очередь, является применением полученных знаний и умений на практике, в реальных ситуациях. В теории и практике обучения по любому курсу важно учесть следующие принципы:
  • научность: формирование у обучающихся системы научных знаний и применение принятых в науке терминов;
  • последовательность и систематичность: организация непрерывного, последовательного и управляемого образовательного процесса с учетом логики подачи материала и познавательных возможностей учащихся;
  • доступность: опора на имеющиеся знания и жизненный опыт обучающихся, постепенность обучения и учет их уровня подготовки;
  • наглядность: использование различных способов усвоения материала, включая аналогии, сравнения и сопоставления, а также применение наглядных пособий и примеров;
  • сознательность и активность: формирование четких мотивов и целей образовательной деятельности, стимулирование внимания обучающихся и постановка проблемных ситуаций;
  • прочность умений и навыков: контроль процесса восприятия материала, системность знаний и постоянная связь изучаемого материала с практической деятельностью;
  • индивидуализация: учет индивидуальных особенностей и мотивации каждого обучающегося для достижения целей обучения.

Связь теории с практикой — это принцип, согласно которому образовательный процесс должен быть ориентирован на решение практических задач и понимание теоретических знаний в контексте реальной жизни и профессиональной деятельности. Этот принцип основан на том, что теоретические знания, полученные в процессе обучения, должны быть связаны с практическими навыками и умениями, необходимыми для успешной профессиональной деятельности.

Отличие теории от практики заключается в том, что теория дает общее представление о предмете исследования, а практика позволяет проверить теоретические знания на практике и получить конкретные результаты. Теория служит фундаментом для практической деятельности, а практика, в свою очередь, подтверждает или опровергает теоретические предположения. Важность каждого аспекта образования трудно переоценить, теория и практика являются взаимосвязанными и необходимыми составляющими образовательного процесса. Они дополняют друг друга.

Как предусмотреть переход от практики к теории в процессе?

Можно порекомендовать экспертам в презентациях и на деловых мероприятиях, преподавателям и лекторам на учебных занятиях использовать:
  1. Раннее представление пользы: чем больше скепсис аудитории, меньше мотивация и сильнее сопротивление, тем важнее показать пользу как можно раньше. Проектирование обучения должно строиться от пользы, практики и демонстрации результатов.
  2. Быструю демонстрацию результатов: заинтересованная и замотивированная аудитория может простить длинные вступления и изучение отвлеченных тем, так как это стимулирует размышления. Незамотивированная аудитория не простит отсутствие практических примеров.
  3. Практичность и примеры: меньше мотивации требует большей практики и практичности, и это должно быть представлено ближе к началу обучения. Это помогает сбить скепсис и показать пользу обучения, делая немотивированную аудиторию хотя бы заинтересованной.

8 инсайтов о важности практического подхода в обучении

  1. Скорость демонстрации пользы. Чем быстрее обучающийся видит практическую ценность изучаемого материала, тем быстрее у него формируется положительное отношение к теме. Это позволяет преодолеть начальный скепсис и увеличить вовлеченность.
  2. Связь с реальными трудностями. Применение инструментов к конкретным проблемам, с которыми сталкиваются участники, создает ощущение значимости обучения. Когда слушатели видят, что их собственные трудности решаются, они начинают воспринимать материал более серьезно.
  3. Активное участие аудитории. Вовлечение участников в процесс обучения через обсуждение их собственных задач и потребностей способствует созданию атмосферы доверия и сотрудничества. Это делает обучение более интерактивным и интересным.
  4. Преодоление скепсиса. Показав реальную пользу от обучения, можно значительно снизить уровень скептицизма среди участников. Это создает пространство для открытости к новым идеям и концепциям.
  5. Мотивация через смысл. Взрослые обучающиеся ищут смысл в том, что они изучают. Обучение должно быть ориентировано на практическое применение знаний, чтобы участники могли использовать их в своих насущных задачах.
  6. Практика как основа обучения. Увеличение количества практических заданий и примеров в начале обучения помогает создать у слушателей ощущение прогресса и успеха. Это способствует повышению мотивации и заинтересованности.
  7. Гибкость в подходе. Заинтересованная аудитория может быть более терпимой к теоретическим вводным частям, если они связаны с практическими примерами. Важно адаптировать содержание под уровень мотивации слушателей.
  8. Постепенное углубление темы. Начав с простых и понятных инструментов, можно постепенно углубляться в более сложные темы. Это позволяет удерживать внимание и интерес участников на протяжении всего обучения.

Фокусировка на практике и демонстрации пользы с самого начала обучения является ключевым фактором в повышении мотивации и вовлеченности участников. Создание связи между обучаемым материалом и реальными задачами позволяет преодолеть скептицизм и способствует более глубокому усвоению знаний. В целом такой подход работает и имеет место быть ведь не только в процессе обучения, а и при деловых встречах, выступлениях на конференциях и форумах и т.д.
🔥 Тенденции и опыт коллег: навигатор для бизнеса в методическом дайджесте на «Методист в помощь». Сохраняйте в закладки, узнайте больше и развивайтесь вместе с нами!

✅ Присоединяйтесь к деловому нетворкингу на канале «Методист в помощь» в TenChat!