Методический дайджест

Как быстро выучить: 5 методов быстрого запоминания

Ресурсы и эффективность
В современном мире, где информация играет ключевую роль, умение быстро и эффективно запоминать становится все более актуальным. Существует множество методов и техник, которые помогают улучшить память и облегчить процесс обучения. В этой статье рассмотрим пять основных методов быстрого запоминания, которые могут быть полезны для всех, кто стремится стать более продуктивным и успешным.
как быстро выучить

Виды памяти у человека

Память — это свойство психики человека, которое позволяет сохранять, узнавать и воспроизводить информацию о прошлом опыте. Благодаря памяти человек накапливает информацию, сохраняет прежние знания и навыки, а также использует личный жизненный опыт в различных ситуациях. Как быстро выучить? Сначала надо понять какие существуют основные виды памяти:

1. По времени хранения информации:
  • мгновенная память — сохранение точной картины воспринятого события на короткое время (0,1–0,5 секунды);
  • кратковременная память — хранение информации на короткий срок (до 20 секунд), с возможностью обобщения образов воспринятого;
  • оперативная память — хранение информации на определенный промежуток времени, необходимый для выполнения конкретной задачи;
  • долговременная память — хранение информации на длительный срок, с возможностью доступа к ней в будущем.

2. По органам чувств:
  • образная память — запоминание картин, запахов, вкусов и звуков с помощью соответствующих органов чувств;
  • словесно-логическая память — запоминание и воспроизведение мыслей, идей и понятий с помощью слов;
  • двигательная память — запоминание последовательности движений, например, при обучении танцам или игре на музыкальных инструментах;
  • эмоциональная память — запоминание переживаний и эмоций, связанных с определёнными событиями или ситуациями.

3. По характеру целей деятельности:
  • произвольная память — сознательное запоминание информации с использованием волевых усилий.
  • непроизвольная память — автоматическое запоминание информации без участия сознания.

Виды памяти у человека разнообразны и зависят от множества факторов. Изучение и развитие разных видов памяти помогает улучшить когнитивные способности, творческие навыки и способность быстро обрабатывать информацию. Мнемотехника — это набор методов и приемов, которые помогают запоминать большие объемы информации. С помощью мнемотехники можно кодировать информацию, отправлять ее на хранение в долговременную память и при необходимости извлекать и расшифровывать.

Мнемотехнику часто используют в учебе, например, для запоминания большого количества новых иностранных слов, математических формул или содержания книг и конспектов. На работе с помощью мнемоники легче запомнить важный дедлайн или выучить имена собеседников на важной встрече. В повседневной жизни мнемотехника пригодится, чтобы помнить наизусть телефоны, адреса и пин-коды банковских карт. Давайте разберем теперь методы быстрого запоминания информации.

Методы быстрого запоминания

1. Метод локусов: использование ассоциаций для запоминания информации

Метод локусов, также известный как метод мест или дворец памяти, был изобретен Цицероном в I веке до нашей эры. Он основан на использовании ассоциаций для запоминания информации. Сущность метода заключается в создании связи между новой информацией и знакомыми местами или объектами, которые легко визуализировать. Это позволяет быстро и надежно запоминать большие объемы информации.

Преимущества метода локусов:
  • высокая эффективность: позволяет быстро и надежно запоминать большое количество информации;
  • универсальность: подходит для запоминания любой информации, будь то научные данные, технические термины или бытовые понятия;
  • развитие креативности: использование ассоциаций для создания связей между новой информацией и знакомыми местами способствует развитию творческого мышления.

Недостатки метода локусов:
  • требует практики: для успешного применения метода необходимо регулярно тренироваться и развивать навыки визуализации;
  • ограниченность использования: метод может быть неэффективен для запоминания абстрактных понятий или длинных текстов.

Примеры использования метода локусов:
  • запоминание списка покупок: представьте каждый товар как предмет, расположенный в вашем доме, и создайте связь между ним и местом в вашем воображаемом дворце памяти;
  • запоминание имен новых знакомых: ассоциируйте имя человека с его внешним видом или особенностями характера, создавая связь между ними и местом в вашем дворце памяти.
Упражнения по методу локусов:
  • создайте список мест, которые будут служить основой для вашего дворца памяти; это могут быть комнаты вашего дома, улицы города или даже места, связанные с вашими увлечениями.
  • разделите информацию, которую хотите запомнить, на группы по смыслу или по категориям;
  • создайте ассоциации между каждым элементом информации и местами в вашем дворце памяти, ассоциации должны быть яркими и запоминающимися;
  • повторяйте информацию, используя созданный дворец памяти и ассоциации, регулярное повторение поможет закрепить информацию в долгосрочной памяти.

2. Чанкинг: разделение информации на небольшие группы для облегчения запоминания

Чанкинг (chunking) — это метод разделения информации на небольшие группы для облегчения запоминания. Он был изобретен китайским психологом Ши Чжижуном в 1970-х годах. Суть метода заключается в разделении информации на небольшие смысловые группы, которые легче запомнить. Например, число 88007235 можно разделить на две группы: 8800 и 7235. Каждая группа будет легче восприниматься и запоминаться отдельно.

Преимущества метода чанкинг:
  • улучшение памяти: разделение информации на небольшие группы облегчает процесс запоминания;
  • повышение концентрации внимания: группировка информации помогает сосредоточиться на конкретных задачах;
  • ускорение процесса обучения: использование метода чанкинг позволяет быстрее усваивать информацию.

Недостатки метода чанкинг:
  • сложность применения в некоторых ситуациях: метод может быть неэффективным в нелинейных ситуациях преподавания, таких как обучение в игровой форме;
  • зависимость от способа обучения: метод чанкинг больше подходит для традиционных лекций, где информация представлена линейно.

Примеры использования метода чанкинг:
  • при изучении иностранных языков: разделение слов на группы по темам или частям речи облегчает процесс запоминания;
  • при подготовке к экзаменам: разделение материала на небольшие блоки позволяет распределить время и сосредоточиться на конкретных задачах.
  • в повседневной жизни: использование метода чанкинг для составления списков дел, покупок или планирования мероприятий.
Упражнения по методу чанкинг:
  • разделение текста на смысловые группы: прочитайте текст и разделите его на небольшие смысловые фрагменты;
  • создание ментальных карт: нарисуйте схему, отражающую связи между различными группами информации;
  • использование мнемонических приемов: придумайте ассоциации или истории, связывающие разные группы информации.

3. Мнемоника: использование рифмы, акростиха и ключевых слов для запоминания информации

Мнемоника — что это? Это метод запоминания информации, который использует ассоциации, рифмы, акростихи и ключевые слова для упрощения процесса запоминания. Этот метод был изобретен еще в древности и активно используется в наше время. Сущность мнемоники заключается в создании связей между новой информацией и уже известными фактами или образами. Это позволяет преобразовывать сложные и объёмные данные в более простые и легко запоминающиеся формы.

Преимущества мнемоники:
  • улучшает память: мнемоника помогает лучше запоминать информацию благодаря созданию ассоциаций и связей между разными элементами;
  • повышает концентрацию: использование мнемонических методов требует сосредоточенности и активного участия мозга, что способствует улучшению концентрации;
  • ускоряет процесс обучения: мнемоника позволяет быстрее усваивать и обрабатывать информацию, так как она представлена в виде ярких и запоминающихся образов.
  • развитие творческих способностей, помогает справиться со стрессом и улучшить настроение.

Однако у мнемоники есть и некоторые недостатки:
  • требует времени и усилий: для успешного применения мнемонических методов необходимо потратить время на изучение и практику;
  • может быть сложным для некоторых людей: некоторые люди могут испытывать трудности в создании ассоциаций и запоминании информации с помощью мнемоники; не все люди обладают хорошей фантазией и творческим мышлением, что может затруднить использование мнемоники.

Примеры использования мнемоники:
  • Метод кодирования: использование специальных кодов, состоящих из буквенных или цифро-буквенных комбинаций, для запоминания последовательностей данных. Например, фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» используется для запоминания цветов радуги.
  • Рифмовка: использование рифмы для запоминания грамматических правил, математических законов или слов-исключений. Например, «Пифагоровы штаны во все стороны равны» — короткое стихотворение, используемое для запоминания теоремы Пифагора.
  • Акростихи: для запоминания порядка планет Солнечной системы можно использовать фразу «Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон».
  • Метод ассоциаций: связывание новой информации с существующими образами и знаниями в памяти для яркого представления. Например, метод звуковых ассоциаций используется для изучения иностранных языков, где русские слова, созвучные с иностранными, помогают их запомнить.
  • Ключевые слова: для запоминания списка покупок можно использовать ассоциацию «молоко, хлеб, яйца, сыр, колбаса» и представить, что эти продукты лежат в холодильнике.
Упражнения по мнемонике:
  • создайте свою собственную мнемоническую фразу или стихотворение для запоминания сложной информации;
  • используйте акростихи для запоминания имен и дат;
  • применяйте ключевые слова для запоминания списков и последовательностей;
  • практикуйтесь в визуализации образов и создании ассоциаций между новой информацией и уже известными фактами.

4. Интервальные повторения для долгосрочного сохранения

Интервальные повторения — это техника удержания информации в памяти, которая заключается в повторении учебного материала через определенные промежутки времени. Этот метод был впервые предложен профессором Алеком Мейсом в 1932 году в книге «Психология обучения». Сущность метода заключается в том, что информация повторяется через определенные интервалы времени, которые постепенно увеличиваются. Это позволяет сохранить знания в долгосрочной перспективе.

Преимущества интервальных повторений:
  • улучшение процесса обучения;
  • повышение эффективности запоминания;
  • развитие навыков самоконтроля и самодисциплины.

Недостатки интервальных повторений:
  • необходимость дисциплины и самоконтроля для регулярного повторения;
  • сложность определения оптимальных интервалов повторения для каждого человека и типа информации.

Как быстро выучить – этот вопрос я ставила вкупе с «запомнить раз и навсегда». Вот такая схема интервального запоминания помогает мне по жизни в работе и образовании.
Как быстро выучить от

5. Сторителлинг: превращение информации в истории для лучшего запоминания

Сторителлинг — это метод превращения информации в истории для лучшего запоминания. Характеристики и сущность сторителлинга подробно описаны в статье «Использование сторителлинга в образовании». К преимуществам сторителлинга можно отнести воздействие на мышление аудитории и запоминание информации благодаря эмоциональному отклику. Среди недостатков следует указать на сложность в определении главной мысли и достижении поставленных целей.

Применение этих методов быстрого запоминания позволит вам улучшить свою память, повысить эффективность обучения и достичь больших успехов в различных сферах жизни. Выберите те методы, которые подходят именно вам, и начните применять их на практике, чтобы увидеть положительные результаты.