Методический дайджест

Когнитивная нагрузка и разгрузка: как технологии влияют на запоминание информации?

Тенденции и прогнозы
В мире образования и обучения современные технологии привносят как новые возможности, так и новые вызовы. Понятие когнитивной разгрузки (cognitive offloading) становится все более актуальным для понимания того, как воспринимается, обрабатывается и запоминается информация людьми. В этой статье мы рассмотрим, как использование технологий влияет на процессы запоминания и почему важно учитывать когнитивную разгрузку при проектировании образовательных программ.
Когнитивная нагрузка и разгрузка

Человеческая память и когнитивная нагрузка

Человеческая память и когнитивная нагрузка являются ключевыми аспектами понимания того, как мы воспринимаем, обрабатываем и запоминаем информацию. Когнитивная нагрузка относится к усилиям, которые мы прилагаем для выполнения задачи или задач, включая восприятие, понимание, принятие решений и запоминание. Человеческая память, в свою очередь, представляет собой сложную систему, которая включает в себя несколько типов памяти и способность к запоминанию и воспроизведению информации.

Человеческая память состоит из трех основных типов:
  • сенсорная память – отвечает за восприятие внешних стимулов, таких как зрительные или слуховые впечатления;
  • рабочая (кратковременная) память – используется для временного хранения и манипулирования информацией в процессе решения задач;
  • долговременная память – представляет собой хранилище информации на более длительный срок.

Когнитивная нагрузка возникает в результате выполнения задач, которые требуют значительных умственных усилий. Она может быть разделена на три типа:
  • когнитивная нагрузка по восприятию (связанная с обработкой входной информации);
  • когнитивная нагрузка по пониманию (связанная с интерпретацией информации);
  • когнитивная нагрузка по выполнению задач (связанная с выполнением конкретных задач).

Существует концепция «когнитивной разгрузки», которая описывает процесс использования внешних ресурсов (таких как технологии или внешние записи) для снижения нагрузки на человеческую память и когнитивные ресурсы. Современные технологии, такие как смартфоны, компьютеры и интернет, играют значительную роль в этом процессе. Технологии могут быть использованы для когнитивной разгрузки путем предоставления доступа к информации, автоматизации определенных задач, облегчения коммуникации и управления временем. Примеры когнитивной разгрузки могут включать использование календарей и напоминаний для управления расписанием, использование приложений для организации задач, использование графических схем или диаграмм для визуализации информации, а также использование голосовых помощников для выполнения задач без необходимости физического ввода.

Однако, несмотря на преимущества, связанные с использованием технологий для когнитивной разгрузки, существуют опасения относительно потенциального негативного влияния на человеческую память. Некоторые исследования указывают на то, что чрезмерное полагание на внешние источники информации может привести к ухудшению способности к запоминанию и к уменьшению рабочей памяти. Важно также отметить, что индивидуальные различия могут играть роль в том, как технологии влияют на когнитивную нагрузку. Некоторые люди могут лучше адаптироваться к использованию технологий для когнитивной разгрузки, в то время как для других это может быть менее эффективным.

Что такое когнитивная нагрузка, а что такое когнитивная разгрузка?

Решила разобрать и дать определение после предыдущего параграфа более емко. Когнитивная нагрузка — это уровень умственных усилий, которые необходимы для выполнения определенной задачи или задач. Теория когнитивной нагрузки описывает количество когнитивных ресурсов, которые человек использует для восприятия, обработки и запоминания информации. Когнитивная нагрузка может быть различной степени сложности в зависимости от задачи: она может быть низкой, средней или высокой.

А когнитивная разгрузка, с другой стороны, представляет собой стратегию или процесс снижения когнитивной нагрузки путем использования внешних ресурсов или техник. Это может включать в себя такие действия, как делегирование задач, использование инструментов и технологий для автоматизации определенных процессов или организации информации таким образом, чтобы уменьшить нагрузку на память и когнитивные ресурсы человека.

Роль технологий в когнитивной разгрузке заключается в том, чтобы освободить человеческие когнитивные ресурсы от рутиных и монотонных задач, позволяя им более эффективно использовать свою энергию и внимание для более сложных и творческих задач. Когнитивная разгрузка может способствовать повышению производительности, снижению стресса и улучшению общего качества жизни.
Когнитивная разгрузка (cognitive offloading) имеет большое значение для разработчиков образовательных программ и обучающей среды. Представьте себе такую ситуацию: вы создали отличный онлайн-курс, обучающиеся с удовольствием его изучают и оставляют положительные отзывы в конце. Однако если вы проверите их знания через месяц, то обнаружите, что они практически ничего не помнят из пройденного материала. Почему так происходит?

Человеческая память сложна, и формирование долговременных воспоминаний зависит от множества факторов. Однако первым шагом к запоминанию информации является ее попадание в рабочую память. Если информация не задерживается даже в кратковременной рабочей памяти, она не перейдет в долговременную.

Объем рабочей памяти ограничен, и вместить в нее слишком много информации невозможно. Читая, наблюдая или слушая что-либо, человек самостоятельно решает, осознанно или нет, какую информацию ему следует запомнить, а какую можно просто записать или сохранить на внешнем носителе, например, в файле или в закладках, чтобы воспользоваться ею при необходимости. Такой процесс переноса информации на внешние носители без участия собственной памяти и есть когнитивная разгрузка.

Современные обучающиеся часто просто сохраняют учебные презентации из курса на своих компьютерах, считая, что этого достаточно, и им не нужно ничего запоминать, так как в любой момент они смогут открыть презентацию и найти нужную информацию.

Факторы, влияющие на решение мозга о запоминании и выгрузке информации

Решение мозга о запоминании и выгрузке информации зависит от различных факторов:
  1. Значимость информации. Мозг обычно запоминает информацию, которая имеет для нас значимость. Это может быть связано с эмоциональной значимостью (например, сильные эмоции могут усилить запоминание), смысловой значимостью (информация, связанная с нашими интересами или целями, может быть лучше запомнена) или социальной значимостью (информация, связанная с другими людьми или социальными взаимодействиями, может быть лучше запомнена).
  2. Внимание. Чтобы запомнить информацию, мозг должен обратить на нее внимание. Внимание может быть направлено на информацию, которая является новой, неожиданной или привлекательной. Также важно избегать отвлекающих факторов, чтобы сохранить концентрацию и сосредоточиться на запоминании информации.
  3. Повторение и практика. Повторение информации и ее практика помогают закрепить ее в памяти. Чем больше раз мы воспроизводим информацию или применяем ее на практике, тем лучше она будет сохраняться в долговременной памяти.
  4. Ассоциации и связи. Мозг лучше запоминает информацию, которая имеет связи и ассоциации с уже имеющимися знаниями и опытом. Создание связей между новой информацией и уже известными концептами или использование мнемонических устройств (например, ассоциативных картинок или акронимов) может помочь улучшить запоминание.
  5. Контекст и окружение. Запоминание информации может быть улучшено, если контекст воспроизведения совпадает с контекстом обучения или запоминания. Например, если вы изучаете информацию в определенном помещении или настроении, попытайтесь воспроизвести ее в том же контексте для повышения вероятности вспоминания.
  6. Физическое и эмоциональное состояние. Физическое и эмоциональное состояние человека также может влиять на его способность запоминать информацию. Недостаток сна, стресс или физическое неудобство могут затруднить процесс запоминания и выгрузки информации.
  7. Индивидуальные различия. Каждый человек имеет свои особенности и предпочтения в отношении запоминания и выгрузки информации. Некоторым людям легче запоминать текст, другие предпочитают аудиовизуальные материалы, а некоторые лучше запоминают через практическое применение. Учитывайте свою индивидуальность и используйте методы, которые работают наилучшим образом для вас.

Современное образование сталкивается с вызовом адаптации к изменяющимся потребностям обучающихся, которые все больше полагаются на технологии для обработки информации. Понимание когнитивной разгрузки становится ключевым элементом успешного обучения, поскольку это позволяет эффективно использовать возможности технологий, не ущемляя при этом процессы запоминания и усвоения знаний.
🔥 Тенденции и опыт коллег: навигатор для бизнеса в методическом дайджесте на «Методист в помощь». Сохраняйте в закладки, узнайте больше и развивайтесь вместе с нами!

✅ Присоединяйтесь к деловому нетворкингу на канале «Методист в помощь» в TenChat!