Методический дайджест

Обучение и информирование: в чем разница и что выбрать?

2024-09-18 07:00 Тенденции и прогнозы
Вы обучались или «информировались», когда проходили выбранный курс в учебном центре ДПО, онлайн-школы и т.д.? В современном мире, где информация доступна в любом уголке, важно понимать разницу между обучением и информированием. Эти два процесса, хотя и взаимосвязаны, имеют разные цели, методы и результаты.

Информирование — это?

Информирование — это процесс передачи данных, фактов или знаний от одного человека к другому. Он может происходить в различных формах: от простого обмена сообщениями до сложных презентаций и лекций. Информация, как правило, статична и не требует активного участия получателя. Классический пример информирования — это чтение новостей или получение инструкций.
Философы, такие как Эдмунд Гуссерль, подчеркивали важность информации как элемента нашего восприятия мира. Информация сама по себе не имеет смысла, пока она не интерпретируется и не осмысляется. Однако, как справедливо замечает Мартин Хайдеггер, информация может стать «вытянутой» из контекста, если ее не сопоставить с опытом и пониманием.
Подумайте, где Вы последний раз проходили какое-либо обучение (повышение квалификации, профессиональную переподготовку). Вас там обучали или информировали: передавали информацию (курсы как «новости»)?

Обучение — это?

Обучение, в отличие от информирования, является активным процессом, который включает в себя взаимодействие между преподавателем (экспертом, лектором… как не назови) и обучающимся. Обучение подразумевает не только передачу знаний, но и их усвоение, практическое применение и критическое осмысление. Этот процесс требует активности со стороны обучающегося: он должен задавать вопросы, делать выводы и применять знания на практике.
Философия обучения восходит к древнегреческим мыслителям. Платон, например, подчеркивал важность диалога в образовательном процессе. Он считал, что обучение — это не просто передача знаний, а процесс самопознания и открытия. В этом контексте обучение становится средством для достижения более глубокого понимания мира и самого себя.

Сравнение информирования и обучения

Чем больше работаю в ДПО, тем больше сталкиваюсь с «информированием» вместо «обучения». Обучающиеся все чаще становятся слушателями. Хорошо это или плохо, не мне судить. А я за обучение!) Считаю, оно более эффективно и долгосрочно при получении знаний.
  1. Цели. Основная цель информирования — передача информации. Она может быть полезной, но не всегда приводит к глубокому пониманию. Обучение же направлено на развитие навыков и критического мышления. Оно предполагает активное участие обучающегося и его стремление к самосовершенствованию.
  2. Методы. Информирование часто осуществляется через лекции, статьи или презентации, где информация подается в готовом виде. Обучение, напротив, включает в себя интерактивные методы: дискуссии, деловые игры и проекты. Это позволяет обучающимся не только получать информацию, но и применять ее на практике.
  3. Результаты. Результатом информирования может быть знание фактов или данных, но это не всегда означает их понимание или способность применять их в жизни. Обучение же приводит к более глубоким результатам: развитию критического мышления, способности анализировать информацию и принимать обоснованные решения.
  4. Активность участника. В процессе информирования получатель информации часто пассивен. Он просто принимает данные без особого анализа. В обучении же активность является ключевым элементом: обучающийся должен быть вовлечен в процесс, задавать вопросы и искать ответы.
С точки зрения философии образования, различие между обучением и информированием имеет глубокие корни. Как отмечал Джон Дьюи, обучение — это процесс, который помогает человеку адаптироваться к окружающему миру и развивать свои способности. Он утверждал, что образование должно быть ориентировано на опыт и активное участие.

В то же время информирование может рассматриваться как необходимый элемент образования. Без базовых знаний невозможно начать процесс обучения. Однако важно понимать, что информация сама по себе не приводит к росту личности или развитию критического мышления.
Летом в новостях активно обсуждалось, что законодательство РФ в сфере образования может претерпеть существенные изменения. Депутаты ГД РФ разработали законопроект, согласно которому блогеры, занимающиеся образовательной деятельностью, будут обязаны получать соответствующую лицензию. «Спасет ли» лицензия – хочется спросить? Только одно её наличие не даст эффект качественной проверенной информации или обучения. Но благо появится хотя бы контроль в этом направлении, что не может не радовать! Нужна помощь в организации дополнительного профессионального образования (ДПО), профессионального обучения (ПО) – обращайтесь здесь по контактам «Методист в помощь»!

Информирование или обучение в корпоративном обучении?

Мы уже с вами разграничили понятия обучения и информирования. Давайте посмотрим теперь, а как то или иное имеет место быть в корпоративном обучении и обучении взрослых. В каждой компании есть темы, которые не требуют глубокого обучения в традиционном смысле, а скорее нуждаются в том, чтобы их донесли до сотрудников. Это может быть обновление уже известных знаний в связи с изменениями в законодательстве, напоминание о важных аспектах профессиональной деятельности или просто предоставление новой информации. Иногда достаточно познакомить работников с темой, чтобы впоследствии они могли эффективно продолжить обучение. В таких случаях информирование как асинхронное самостоятельное обучение, которые сотрудники проходят в удобное для себя время, оказывается весьма полезным.

Однако обучение — это нечто большее и серьезное. Этот процесс нелегок, ведь взрослым людям, у которых и так много забот, зачастую не хочется заниматься чем-то новым. Даже если они и стремятся к изменениям, это желание может оставаться на уровне подсознания, активизируясь лишь в моменты, когда у них будет достаточно времени и ресурсов — что, как правило, бывает крайне редко.

Для успешного обучения необходимы определенные условия: необходим лектор (эксперт, преподаватель), готовый ответить на разнообразные вопросы, требуются активности и т.д. В одиночку справиться с этими задачами, сидя перед экраном компьютера, практически невозможно. Конечно, это возможно, но для этого нужна высокая внутренняя мотивация — а это встречается довольно редко. Или же человек должен быть уже подготовлен к этому процессу и пройти определенный путь — что также является редкостью.

Таким образом, обучение требует не только информации, но и поддержки, взаимодействия и активного участия. Только в таких условиях можно добиться настоящих изменений и развития. Информирование предоставляет информацию, но обучение формирует личность. Важно осознавать эту разницу и стремиться к активному участию в процессе обучения, чтобы не просто запоминать факты, но и развивать свои способности, критическое мышление и понимание мира вокруг нас. Именно обучение является ключом к личностному росту и развитию общества в целом. Оно позволяет нам не только получать знания, но и трансформировать их в мудрость, что является высшей целью человеческого существования.
🔥 Тенденции и опыт коллег: навигатор для бизнеса в методическом дайджесте на «Методист в помощь». Сохраняйте в закладки, узнайте больше и развивайтесь вместе с нами!

✅ Присоединяйтесь к деловому нетворкингу на канале «Методист в помощь» в TenChat!